Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Цель программы 3. Ожидаемые результаты 4. Учебно-тематический план 5. Содержание. 6.Условия реализации программы 8. Используемая литература 1.Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Умелые ручки» составлена на основе: - Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 - Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». - Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района Направленность – художественная Актуальность. Способность к творчеству это отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой. Творческая деятельность вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, оказывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом. Желание творить - внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работой с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, бумаги, подделок природного и бросового материалов, пластилина, бисера и т.д. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях Педагогическая целесообразность.. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, семян, пластилина, теста и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку. Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности. Отличительные особенности. Занимательность работы по созданию композиций, панно, аппликаций способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Стимулируется и развивается память, так как ребѐнок должен запомнить последовательность приѐмов и способов изготовления аппликаций, композиций. Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия. Изготовление композиций, панно, аппликаций способствует развитию личности ребѐнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлѐнности, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца. Дети учатся анализировать собственную деятельность. 2. Цель программы Цель - развитие творческих способностей детей посредством художественного ручного труда. . Задачи: -развивать творческое воображение и самостоятельность у старших дошкольников. -воспитывать у дошкольников культуру труда; -развивать самостоятельность и самоконтроль (доводить начатое дело до конца); -развивать общую координацию и мелкую моторику; -развивать зрительное восприятие у детей посредством ознакомления с произведениями искусства; -закрепить умение пользоваться технологическими картами, инструментами на занятиях; -учить создавать оригинальные аранжировки из природных и искусственных материалов , используя их для украшения одежды и комнат; -соблюдать технику безопасной работы на занятиях при работе с ножницами, иглой, клеем; - научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки. -обеспечить речевое благополучие на этапе подготовки к обучению в школе через виды ручного труда Адресат программы. Кружок «Умелые ручки » рассчитан на 1год (с сентября по май) для детей 5-7 лет. В группы обучения приходят дети, не имеющие специальных навыков. Могут обучатся дети ОВЗ. Количество детей в группе- до10 человек. Общее количество занятий в год – 36 , занятия проходят 1 раз в неделю, в среду, вторая половина дня 15.00, продолжительность составляет 25-30минут. Этапы работы 1 этап – подготовительный: Ознакомление родителей и педагогов с программой кружка, подбор методической литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.; 2 этап – основной: Знакомство детей со свойствами материалов; обучение приемам изготовления; мастер-класс, консультации для родителей и педагогов. 3 этап – Заключительный: Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайте. Методы обучения: -наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия); -словесный (беседы, рассказ, объяснение); -практические упражнения; -стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение). Форма обучения: очная с использованием технологий дистанционного обучения. Особенности организации образовательного процесса: традиционное Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Форма занятий: беседы, игры, экскурсии, занятия, индивидуальная работа, групповая работа, коллективно-творческая работа, работа с родителями, оформление выставок, чтение худ. литературы, игровые ситуации, проблемные ситуации, просмотр презентаций завершается год итоговой выставкой, 3.Ожидаемые результаты Концу года обучения дети могут: - сравнивать предметы, выделяя их особенности в художественно-изобразительных целях плавно и ритмично изображать формообразующие линии; - изображать предметы по памяти, использовать цвет для создания различных образов; - создавать композиции на листах бумаги разной формы комментировать свою творческую работу; - уметь замечать прекрасное в окружающей природе и обстановке, самостоятельно с небольшой помощью педагога продумывать композицию своей работы; - усваивать способы практической работы с различными материалами; - развивать мелкую моторику рук; - развивать познавательные, конструктивные способности, интерес к результату и качеству поделки. - познакомятся с различными материалами и их свойствами; - освоят навыки работы с ножницами и клеем; - научатся некоторым приемам преобразования материалов; - научатся видеть необычное в обычном предмете; Оценочные материалы: Педагогическое наблюдение. Для определения уровня развития используются контрольные занятия в начале и в конце учебного года. С помощью наблюдений и анализа продуктивной деятельности детей оформляются диагностические карты, на основе которых корректируется тематический план программы. №,ФИ ребенка Знает и называет не менее 5 видов материала Использует материал природный, бросовый, пластилин, салфетки,др Владеет приемами (режет, отщипывает, рвет, наклеивает Придумывает и выполняет несложную конструкцию, самостоятельно украшает Прочно скрепляет детали самостоятельно Владеет клеем, ножницами стеками, палочкам н н н н н н к к к к к к примечание н к Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применяется система диагностических методик, содержащая - задание на дорисовывание предложенных фигур, -задание является частью задуманной программы тренинга реактивности, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность модифицировать и трансформировать имеющийся опыт, - задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки из бумаги в подарок игровому персонажу, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда. Формы подведения итогов . Выставки детских работ, участие детей в конкурсах различного уровня, презентация детских работ на сайте. 4.Учебно –тематическое планирование. РАЗДЕЛ, тема занятия Формы аттестации и контроля Количество часов всего 1.Работа с бумагой и картоном 5 теория практика 2 3 Беседа, наблюдения, выставки работ 2. Работа с тканью -4ч 4 1 3 3.Лепка- 4ч 4 1 3 4.Работа с бисером- 4 1 3 5.Нетрадиционное рисование-4ч 4 1 3 6. Квилинг-4ч 4 1 3 4 1 3 8.Подготовка к творческой выставки. 5 2 3 9. Диагностика 2 Итого 36 10 24 7.Работа с природным бросовым материалом-4ч и Беседа, наблюдения, выставки работ Беседа, наблюдения, выставки работ, участие в конкурсе Беседа, наблюдения, выставки работ Беседа, наблюдения, выставки работ, участие в конкурсе Беседа, наблюдения, выставки работ Беседа, наблюдения, выставки работ Беседа, наблюдения, выставки работ Диагностика Общее количество занятий в год – 36 . Программа содержит несколько разделов: - Работа с бумагой и картоном, квиллинг, работа с тканью, лепка, работа с бисером, нетрадиционное рисование, работа с бросовым материалом. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». На занятиях кружка «Умелые ручки», осуществляется индивидуальный подход, построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков, эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание. Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Больше внимания уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам. В ходе занятий, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки и пальчиковая гимнастика кол-во часов Тема занятия № месяц 5. Содержание (+ тематическое планирование) Цель, содержание занятий Планир уемый результ ат Форма занятий Познакомить детей с правилами, инструментами и техникой безопасности. Вызвать интерес и желание работать с ними. 1. 1 Сбор природного материала. «Дары природы» Приобщать детей к сбору природного материала. Учить собирать так, чтобы не нанести ущерб природе. Собирая дары природы, побуждать детей любоваться их красотой и формой. Учить получать удовольствие от результата работы. «листочки» (аппликация) учить наклеивать засушенные листья на лист картона, проявлять фантазию, смекалку. «Животные» (подделка из шишек) Учить детей делать поделки из природного материала. Развивать память, внимание, фантазию, творчество. 1 4 сентябрь 1 3 сентябрь 1 2 сентябрь сентябрь Правила техники безопасности на занятиях кружка. 2 5,6 2 «Рыбки в аквариуме» (Оригами) 8,9 Развивать способность эмоционально реагировать на красоту природных объектов и результаты личной и совместной деятельности. Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку. 1 7 «Закладка для книги» (аппликация) 1 «Тарелочки для любимой мамочки» (папье – маше) 10 Октябрь Октябрь Октябрь Октябрь «Дерево» (обрывание бумаги) Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющие одинаковую форму, но отличающихся друг от друга по пропорциям. Познакомить с техникой работы папье – маше. Развитие пространственного мышления и наиболее точного восприятия форм, цвета предметов. Знание беседа техник и безопас ности Экскур Экскурси сия, я, воспит беседа, ание наблюде эколог ние ическо й культу ры Коллек Практиче тивная ское работа занятие, «дерев беседа о» Коллек Практиче тивная ское работа занятие, «Живо беседа тные» Коллективная Практическое работа занятие, беседа «Осенний лес» Дидактическа я игра «Школьные принадлежнос ти» Коллективная Практическое работа занятие, беседа «Рыбки в аквариуме» Дидактическа я игра «Моя мамочка…» 2 11,12 ноябрь «Тарелочки для любимой мамочки» (раскрашивание) 1 13 2 14,15 «Кораблик» – аппликация из ткани 1 13 «Волшебная иголка» 1 «Волшебная иголка» 14 декабрь Ноябрь Ноябрь Ноябрь Предметная аппликация из ткани 2 15,16 Декабрь «Цветочки» тесто 1 17 1 Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы» 18 Декабрь Декабрь Декоративная тарелка «Роза» Развитие таких личностных качеств Картины Практическое с детей, как аккуратность, разными занятие, беседа терпеливость, сосредоточенность узорами в (развитие эмоционально-волевой кругу. сферы личности); Способствовать концентрации внимания и развивать зрительную память; Развивать навыки ставить перед собой цель и достигать желаемого результата (развитие мотивационной сферы). Познакомить детей с аппликацией ПрезентацияПрактическое из ткани (разновидность вышивки), «Разновидност занятие, беседа укрепляются такие аппликации и двумя способами (пришиванием аппликаций» или приклеиванием). Коллекция «Виды тканей» Учить работать с шаблоном, Коллективная Практическое вырезать выкройку, наклеивать на работа занятие, беседа салфетку «Ветер по морю гуляет…» Знакомство с нитками, с приёмами Видеозапись работы с иголками, учить «Уроки правильно, обращаться с иголкой, тетушки вдевать нитку, завязывать узелок. совы» Продолжить учить вдевать нитку в Образцы иголку, завязывать узелок, швов выполнять шов «вперёд иголку» по картону и пластмассовой рамки. Познакомить со свойствами теста. Картины, Практическое Учить лепить из теста, развивать иллюстрациизанятие, беседа эстетический вкус. с комнатными ц ветами Учить, из отдельных частей, лепить Музыка П. Практическое розу, раскатывать шарики, Чайковскогозанятие, расплющивать, составлять цветок «Вальс беседа из 6-8 лепестков. Развивать цветов» гибкость пальцев, учить видеть конечный результат Продолжать учить раскрашивать Искусственны Практическое изделия после просушки, подбирать е розы занятие, краски, смешивать, для получения Презентациябеседа нужного оттенка. Оформлять «Разновидност работу на тарелке и роз» 1 19 «Нарядная ёлочка» 1 20 январь Раскрашивание красками «Нарядная ёлочка» 1 21 Январь «Цветы из бисера» 1 22 Январь «Цветы из бисера» (продолжение) 1 23 1 «Зимний пейзаж» (кляксография). 24 Февраль февраль «Цветочная поляна из бисера» 1 25 Февраль «Белая берёза» (рисование на ткани) Учить детей вырезать ёлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы. Развивать гибкость пальцев рук. Использовать знакомые приёмы лепки в новой творческой ситуации. Учить раскрашивать ёлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ёлке. При украшении ёлки использовать разные дополнительные материалы Учить делать цветы на проволочной основе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, внимание. Воспитывать желание, интерес плетение из бисера; вызвать радость от полученных результатов. Продолжать учить делать цветы на проволочной основе. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, внимание. Воспитывать желание, интерес плетение из бисера; вызвать радость от полученных результатов. Бисероплетением развивать такие качества, как усидчивость, целеустремленность, трудолюбие, инициативность. Занимательность работы бисером способствует развитию фантазии, творческой активности, художественного вкуса. Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа. Учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять деталями изображение. Учить отражать особенности изображаемого предмета при рисовании на ткани. Закреплять умение переносить рисунок на ткань, наносить резерв на контур. Развивать чувство композиции. Игрушки Практическое для занятие, украшения беседа группы Сборник Практическое рассказов занятие, о елке, беседа составленных детьми ПрезентацияПрактическое «Чудеса занятие, из бисера» беседа Схемы, Практическое алгоритм занятие, беседа выполнения работы Аудиозапись «Вальс цветов» Коллективная Практическое работа занятие, беседа «Цветочная поляна» Картины из Практическое кляксографии занятие, беседа Иллюстрации, Практическое картины занятие, беседа «Березы» 1 26 Февраль «Зимний лес». (чёрно-белый граттаж) 1 27 Март Вырезание полосок для квиллинга. 1 28 Март «Рябина» (квилинг) 1 29 Март «Первые листочки» 1 30 Март «Мимоза» 2 31 Апрель «Ваза» (яичная скорлупа и декупаж) Учить детей рисовать зимний лес в технике чёрно-белый граттаж. Развивать познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа. Рассказать детям об основных правилах работы с бумагой, правилах разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе. Учить детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания. Учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и наклеивать на основу.Познакомить детей с квилингом, учить аккуратно накручивать полоски бумаги на зубочистку, учить составлять изображение из частей. Развивать творческое воображение Научить изготавливать основную форму (каплю) и из них составлять композицию.Повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес Закреплять изготавливление основных форм (плотную спираль, свободную спираль, капельку) и из них составлять композицию. Повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.В процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей. Способствовать развитию мелкой моторики кисти руки, воображение, мышления ПрезентацияПрактическое «Картины занятие, в беседа стиле граттаж» ПрезентацияПрактическое «Волшебныйзанятие, беседа мир квиллинга» Схема работы Практическое занятие, беседа Коллективная Практическое работа занятие, беседа «Весеннее дерево» Картины Практическое «Весенний занятие, беседа пейзаж» Дидактическая игра «Весна – хорошо, весна – плохо» Разные виды ваз Практическое занятие, беседа 32 Апрель «Ваза» (продолжение) 1 33 1 «Баночка с пожеланиями» (из бросового материала). 34 Апрель Апрель «Пасхальное яйцо» Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения. Способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, уметь работать по шаблону и по своему воображению Продолжать учить детей самостоятельно придумывать украшения для своей поделки, продолжать воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. Атрибуты для Практическое сюжетно – занятие, беседа ролевых игр Альбом и иллюстра ции с изображе нием пасхальн ых яиц. Памятные подарки детям Практичес кое занятие, беседа Практическое занятие, беседа 2 35-36 Май Диагностика 6. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: при организации работы используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и детьми, рисунки, специальную и дополнительную литературу. Материалы - пластилин -крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, - яйца «Киндер сюрприза» - краски -кисточки для клея и - сухие листья - пластилин красок - шишки - стеки - трафареты - семена растений - клеенки -столы для продуктивной - вата - разные виды бумаги деятельности - скорлупа от яиц (цветная, гофрированная, -стулья - перья картон белый, цветной, - Изобразительные материалы и инструменты - карандаши - фломастеры - клей ПВА цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон Оборудование Ножницы, шило (только для взрослого), иголка и нитковдеватель, карандаш, линейка, набор стеков доска для лепки, клеёнка для аппликации, клейкая лента, кисточки для клея и красок. мольберты - галька ватманы, газета и др.) подставки под экспонаты. - шерстяные нитки, нитки - клеевые кисти для шитья, разноцветное мулине для вышивания - кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы. Информационное обеспечение: для развития повышения уровня и качества знаний у детей, используются разнообразные технические средства: - экран, проектор - ноутбук, принтер - детская мебель - оборудовано консультативное пространство для родителей - имеется игровое пространство: небольшой ковер, игрушки . Кадровое обеспечение: программу реализует педагог дополнительного образования Петрова Жанна Юрьевна, воспитатель МДОУ Зеренский детский сад. 7.Используемая литература Литература для родителей: 1. И. Агапова, М.Давыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона», Москва, 2008г. 2. М. Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. Ростов-на-Дону, ИД Владис, 2007. 3. Л.В Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду», ТЦ «Сфера, 2005г. 4. Е.Рубцова «Фантазии из соленого теста», Москва, Эксмо, 2008г. 5. Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова «Я люблю изобретать», Мир книги, «Карапуз», 2008г. Литература для педагога: 1.«Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А. 2. «Пластилинография - Детский дизайн ». Давыдова Г.Н. 3. « Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А. 4. « Оригами для самых маленьких». Соколова С. В. 5. « Аппликация в детском саду». Малышева А. Н.; Ермолаева Н. В. 6. « Волшебные полоски». Петрова И. М. 7. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. 8. интернет ресурсы.