Основы_финансовой_грамотности

Содержание программы:
1. Пояснительная записка

3

2. Цели и задачи программы

3

3. Учебно-тематический план

4

4. Содержание программы

9

5. Методическое обеспечение
6 Список литературы
Приложение

10
12

Диагностические материалы
Памятка для родителей
Глоссарий

1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования составлена на основе:
- Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п. 4,
ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42
- Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию программ дополнительного образования»;

- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство
образования и науки РФ;
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
- Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования
«Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой
грамотности», составленной Министерством образования и науки Российской Федерации
совместно с Банком России.
- Устав Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская
спортивная школа» Газимуро-Заводского района
Направленность – естественно-научная.
Рабочая программа по дополнительному образованию «Основы финансовой
грамотности» разработана в целях финансового просвещения детей старшего
дошкольного возраста. Требования современного общества сделали проблему
экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. В
современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного
возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе
закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных
социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем
специальных знаний и навыков. Насыщение жизни дошкольников элементарными
экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального
экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Необходимость правильного формирования основ финансовой грамотности детей
дошкольного возраста, обусловлена современными условиями жизни. Дети, как правило, с
ранних лет включаются в экономическую жизнь семьи, а именно: ходят с родителями за
покупками, сталкиваются с финансами, рекламой, оплачивают счета в банке, получая при
этом первичное экономическое представление о финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее
степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять
деньгами.
Новизна программы заключается в постановке самой проблемы, как предмета
специального изучения. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной
программы: дошкольники получают элементарные сведения из области экономики,
знакомятся с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей
природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку; формируется
адекватное отношение к деньгам, совершенствуются навыки сотрудничества ребенка со
сверстниками, взрослого и ребенка. Всё выше перечисленное, убеждает в педагогической
целесообразности данной программы.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена значимостью
подготовки ребенка к конкретным жизненным ситуациям, правильной ориентацией его в
происходящих экономических явлениях. Формирование экономического сознания
приближает дошкольника к реальной действительности; дает начала экономического
мышления; формирует интерес к социальным явлениям, происходящим в общественной
жизни; знакомит с новыми профессиями; обогащает словарный запас, связанный с
областью экономики, трудовой деятельностью людей современных
профессий. Экономическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная
2

проблема настоящего времени: социальная действительность требует от нас нового
уровня экономических знаний. Ребенок с раннего возраста соприкасается с такими
понятиями, как деньги, товар, труд, стоимость, именно поэтому вопросы экономического
воспитания стали актуальными уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе
формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ
экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются
навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице
(участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека
Не секрет, что в Батакане очень низкий процент информированности населения какие
права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Результаты исследований в области финансовой грамотности детей дошкольного возраста
свидетельствуют о том, что первоначальные экономические представление формируются,
начиная со средней группы, а к подготовительной группе дети могут объяснить смысл
таких сложных экономических понятий, как «стоимость», «деньги», «бюджет семьи»,
«реклама», «богатство» и т.д.
Отличительные особенности программы
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже
существующих образовательных программ. Основной идеей данной программы –
создание комфортной среды общения для детей, развитие интеллектуальных
способностей, формирование основ финансовой грамотности дошкольников, творческого
потенциала каждого ребенка и его самореализацию. В реализация программы
используются новые формы развивающего обучения, при которых синтезируются
элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия, которые
диктуют современные требования к дошкольному образованию. Одно из ее преимуществ
— игровая составляющая. Знакомство детей с финансовой азбукой проходит в игровой
форме.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного возраста, формирование норм финансовограмотного поведения, а так же подготовка к жизни в современном обществе.
Задачами программы являются:
-знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т.д.).
-формировать представление детей о финансовой грамотности, организации
производства;
-формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность
и необходимость покупки;
-воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам
собственности;
-воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим
желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи;
-воспитывать нравственно-экономических качества и ценностных ориентиров,
необходимых для рационального поведения в финансовой сфере.
Формы работы: Образовательная деятельность по формированию основ финансовой
грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с
привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии,
тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными
финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение
художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.

3

Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре
ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая
грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и
приемы в их сочетании.
Режим образовательной деятельности.
Программа разработана для детей старшего дошкольного возраста
5-7лет.
Образовательная деятельность с детьми организуется два раз в неделю, во второй
половине дня, длительность – 25 минут.
Прогнозируемые результаты, целевые ориентиры
На этапе реализации программы ребенок может:
-применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории,
которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги,
цена, товар, семейный бюджет и пр.);
-осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
-иметь представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда,
пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий
труд;
-проявляет ответственность за начатое дело;
-понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными ;
-осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если
разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей
или приобретения необходимых, вещей;
-понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить,
бюджету семьи;
-осознавать правила честного зарабатывания денег, взаимосвязи понятий “труд-деньги”, --понимание факта купли-продажи, деньги не возникают сами собой, а зарабатываются;
-понимать, что сначала зарабатываем – затем расходуем: в соответствии с этим, чем
больше зарабатываешь и рациональнее тратишь, тем больше имеешь возможность
приобрести;
-осознавать, что цена товара зависит от его качества, необходимости и от того, насколько
трудно его изготовить;
-проявлять такие качества: умение честно соревноваться, радоваться успехам товарищей, -проигрывать и не бояться проигрыша;
-иметь представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
-осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за
деньги не купишь;
-следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.

3.Учебно-тематический план.
Организованная образовательная деятельность строится как увлекательная проблемнопознавательная деятельность и носит преимущественно интегративный характер,
проблемно-поисковый характер, предполагает познавательное общение, личностноориентированный подход педагога. Наиболее удобные для организации деятельности,
4

когда любая деятельность проводятся на основе одной темы (календарно-тематического
плана), что позволяет углубить и систематизировать познавательный опыт ребёнка за
довольно короткий промежуток времени. Учебно-тематический план дополняет
содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и
«Познавательное развитие».
№

Раздел

Кол-

п/

Темы раздела

во

п

1.

Кол-во часов

Форма занятия

Система
оценивания

часов
теория

практика

1

1

0,5

0,5

Введение.
«Путешествие в
сказочную страну
Финансов»
(ознакомительное

2

игра

игра

беседа

опрос

занятие)
«Что такое
деньги»
«История

1
1

1

Показ презентации

наблюдение

«Азбука денег»

1

1

игра

наблюдение

«Музей денег»

1

1

путешествие

наблюдение

«Достоинство

1

0,5

0,5

игра

наблюдение

«Юные
финансисты»

2

1

1

игра

игра

«Семейный

1

1

игра

наблюдение

1

игра

наблюдение

игра

наблюдение

путешествие

игра

возникновения
денег»

монет и купюр»

бюджет»
2.

Труд и продукт.
«Магазин. Виды
магазинов»

1

«Открываем

2

1

1

1

1

супермаркет»
«Приключения
Грамотея и

5

Капризки»
«Магазины
бывают разные.
Как правильно

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

игра

«Все профессии
1
нужны, все
профессии
важны!»
(виды профессий и

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

беседа

наблюдение

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

беседа

наблюдение

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

Показ презентации

наблюдение

1

игра

наблюдение

1

1

Мини-спектакль

игра

0,5

0,5

беседа

опрос

0,5

0,5

Показ презентации

опрос

выбирать товары в
магазине».

их значимость)
Труд - основа

1

1

жизни
Работать и

1

зарабатывать

1

«Почему все

1

1

2

1

1

1

взрослые
работают?»
Все работы

1

хороши, выбирай
на вкус
«Столяр, плотник
и резчик по
дереву»
«Мастер из

1

страны
мальчишек»
«Без труда не

2

вытащишь и
рыбку из пруда»
Как придумали
деньги

1

Какие бывают
деньги, как они

1
6

выглядят и откуда
берутся
Как деньги

1

1

игра

наблюдение

1

1

Показ презентации

опрос

попадают к нам в
дом.
Где живут деньги
3.

Деньги и цена.
Наш город
«Дом, где живут

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

1

1

виртуальная
экскурсия в банк
Практическая
работа
Миниспектакль

наблюдение

2

деньги»
«БАНК»

2

«Мини-банк»

1

1

«Зайкина

1

1

находка»

спектакля

«Из чего
складывается

Показ

беседа

опрос

0,5

беседа

опрос

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

1

1

игра

наблюдение

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

1
1

стоимость»
«Современный

1

0,5

вид денег –
пластиковая
карта»
«О царице
экономике и ее
помощниках»
«Путешествие с
Монеточкой по
стране
Экономике»
«Виды денег»
(монеты,
банкноты,
пластиковые
карты)
«Деньги всякие

7

нужны»
«Сначала

1

1

игра

наблюдение

1

1

Показ презентации

опрос

1

Практическая
работа

Готовые

зарабатываем –
потом тратим»
«Где покупают и
продают разные
товары»
Наша мастерская
«Стоимость и

2

1

работы

1

1

беседа

опрос

1

1

беседа

опрос

Показ презентации

опрос

цена товара»
«Выгодноневыгодно»
«Деньги других

1

1

стран?»
4.

Полезные экономические навыки и привычки в быту.
«Как сохранить

1

1

1

0,5

беседа

опрос

0,5

занятие –
путешествие

наблюдение

1

кукольное
представление

Показ

беседа

опрос

богатство
природы?»
«Наши
потребности»
«Приключения

1

Умника и

спектакля

Торопыжки в
страну
Финансов»
Копим и

1

1

сберегаем
«Сохранить и

1

1

беседа

опрос

«Экономим свет»

1

1

беседа

опрос

Русская ярмарка

1

Показ презентации

опрос

«Купи другу

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

приумножить»

подарок»

1
1

8

«Моя любимая

1

1

беседа

опрос

1

1

игра

наблюдение

«Самостоятельная 1

1

экскурсия

наблюдение

игрушка»
«Копейка рубль
бережет»
покупка»
«Наше богатство» 1

1

Показ презентации

опрос

«Где производят

1

Показ презентации

опрос

1

деньги»
«Профессии в

1

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

«Экономим воду»

1

1

беседа

наблюдение

«Не в деньгах

1

беседа

опрос

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

сфере
экономики»

1

счастье»
«Товар-деньги-

1

1

товар»
«Хлеб – всему

1

1

Показ презентации

опрос

1

1

беседа

опрос

игра

наблюдение

голова»
«Какие бывают
потребности?»
(потребности
человека)
«Бартер»
5.

1

1

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности.
«Семейный

1

беседа

опрос

1

Сюжетно-ролевая
игра

наблюдение

0.5

Показ
презентации,
беседа
Сюжетно-ролевая

опрос

1

бюджет и
расходы семьи»
«Экономим

1

играючи»
«Интересная

1

0.5

реклама»
«Реклама вокруг
нас и вокруг тебя

1

1

наблюдение

игра

тоже!»
9

Обобщающее

1

Беседа, игра

1

наблюдение

занятие
итого

72

34,5

37,5

5. Содержание программы
Материал программы представлен в пяти разделах: «Введение», «Труд-продукт»,
«Деньги, цена, стоимость», «Реклама», «Полезные навыки и привычки в быту»; в каждом
разделе раскрываются педагогические задачи, содержание работы, основные понятия,
методические рекомендации по созданию игровой и предметной среды.
№ раздел
1 Введение

Тема
«Путешествие в
сказочную страну
Финансов»
(ознакомительное
занятие)
«Что такое деньги»

«История
возникновения денег»

«Азбука денег»

«Музей денег»

«Достоинство монет и
купюр»

Содержание темы
Содействие финансовому просвещению и
воспитанию детей дошкольного возраста,
создание необходимой мотивации для
повышения их финансовой грамотности.
Выясняем главное предназначение денег:
обмен трудом, узнаём сложности
бартерного обмена, узнаём, что такое
равнозначный обмен
Знакомить детей с историей
возникновения денег, их
предназначением. Воспитывать
уважительное отношение к деньгам.
Закрепить знания детей о возникновении
денег.
Расширять знания детей о возникновении
денег, о том, что служило деньгами для
древних людей; Развивать память,
внимание, речь, стимулировать активность
детей; Развивать умение подбирать
предметы и атрибуты для игры;
Развивать способность видеть, наблюдать
и размышлять над увиденным;
Активизировать словарь детей - деньги,
рубль, монета, купюра, чеканить. Дать
представление детям о музеях, как
хранителях памяти прошлого и
настоящего, а именно музее денег.
Познакомить с историей развития денег.
закрепить у детей понятия «деньги»,
«купюра», «монета»;
дать детям представления о достоинстве
монет и купюр;
1
0

«Юные финансисты»

«Семейный бюджет»

учить устанавливать соответствие между
достоинством денег и количеством монет
и купюр;
учить выстраивать последовательность по
увеличению и уменьшению достоинства
монет и купюр;
формировать у детей старшего
дошкольного возраста первичные
элементарные экономические
представления; обобщение знаний о
потребностях человека.
Развивать логическое мышление, речь
детей, расширять кругозор. Развивать
творческие способности. Формировать
умение работать в команде.

«Магазин. Виды
магазинов»

2

Деньги и цена.

ввести в активный словарь понятия:
«продовольственный магазин»,
«промтоварный магазин», учить
разграничивать понятия, находить
сходные и отличительные черты;
уточнить у детей представления о разных
видах магазинов;
учить распределять предметы для
продажи по разным видам магазинов;
«Открываем
систематизация знаний детей о
супермаркет»
разнообразии товаров. Познакомство
детей с
многообразием потребностей и
ограниченностью ресурсов.
«Приключения
формировать у детей старшего
Грамотея и Капризки»
дошкольного возраста первичных
элементарных экономических
представлений; обобщение знаний о
потребностях человека.
«Магазины бывают
закрепить понятие
разные.
«товар»,продовольственные и
Как правильно
промышленные товары,
выбирать товары в
цена; разновидности магазинов;закрепить
магазине».
знания детей о том, для чего нужны
деньги;
сформировать у детей умение развивать
сюжет на основе полученных
математических знаний, передавать в игре
трудовые действия работников
супермаркета;развивать речевую
активность детей.
воспитывать культуру взаимоотношений
между продавцом и покупателем.
«Все профессии нужны, Расширить представление детей о
все профессии важны!» разнообразии профессий, конкретных
(виды профессий и их
трудовых действиях. Формировать
1
1

значимость)

Труд - основа жизни

Работать и
зарабатывать

«Почему все взрослые
работают?»
Все работы хороши,
выбирай на вкус
«Столяр, плотник и
резчик по дереву»

«Мастер из страны
мальчишек»

Мини-спектакль «Без
труда не вытащишь и
рыбку из пруда»
Как придумали деньги

3

Деньги и цена.

обобщенное понятие «профессия»,
обогащать активный словарь. Развивать
внимание, память, мышление.
Воспитывать чувства признательности,
уважения к труду людей разных
профессий.
Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей семьи,
близких людей, друзей, домашних
питомцев и пр. Любой труд - это хорошо,
сидеть без дела - это плохо. Виды
домашнего труда Беседа
зарабатывать Работать означает трудиться
за вознаграждение. Зарабатывать получать вознаграждение за выполненную
работу (также можно заработать наказание
за провинность, проступок и т. п.)
Воспитывать представления о сущности
таких нравственных категорий, как
экономность, бережливость и честность.
Профессии. Продукты труда: товары и
услуги. Продукты труда используются
человеком для себя или для продажи
(товар)
Выясняем, чем одна профессия отличается
от другой на примере плотника, столяра и
резчика по дереву. Выясняем, что
человека уважают за его умения и его
труд. Узнаём назначение разных
столярных инструментов.
Выясняем, что более искусный мастер
выполняет более сложную и более
оплачиваемую работу. Узнаём, что
человека уважают за его труд и
мастерство.
Закрепляем понятия: трудиться, работать
и зарабатывать.

Деньги - мера оценки труда
(вознаграждение за проделанную работу),
универсальное средство обмена
(инструмент обмена товаров и услуг)
Беседа
Какие бывают деньги,
Виды денег (монета, банкнота, пятак,
как они выглядят и
рубль и пр.). Изготовление денег: печать,
откуда берутся
чеканка.
Как деньги попадают к Труд и доходы. Вознаграждение за
нам в дом.
честный труд, заработная плата родителей.
Где живут деньги
Денежку бережём. Кошельки, копилки,
сейфы, банки и банковские карты и пр.
Наш город
1.
Дать первоначальные знания о
«Дом, где живут
банке (банк принимает деньги на
1
2

деньги»

«БАНК» (виртуальная
экскурсия в банк)

Практическая работа
«Мини-банк»
Мини-спектакль
«Зайкина находка»
«Из чего складывается
стоимость»

«Современный вид
денег – пластиковая
карта»

«О царице
ЭКОНОМИКЕ и ее
помощниках»

«Путешествие с
Монеточкой по стране
Экономике»

хранение, выдает деньги вкладчикам,
предоставляет деньги в долг);
Знакомство с профессиями: менеджер,
кассир, банкир.
Ознакомительная экскурсия в банк.
Познакомить детей с новыми словами,
встречающимися в современной жизни и
объяснить их значение. Дать
представление о работе банка. С помощью
наглядного материала (банковская карта,
сберегательная книжка) дать
представление детям как пользоваться
виртуальными деньгами.
Показать принципы финансового
планирования, донести принцип
«сначала зарабатываем - потом тратим».
Закрепляем понятие деньги
Расширить знания детей о ценах на товары
и услуги, о том, почему один и тот же
товар может быть дешевле и дороже, и от
чего это зависит; познакомить детей с тем,
как цена определяется спросом и
предложением; воспитывать в детях
бережливость и умение экономно тратить
деньги.
Создание благоприятных условий для
формирования основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного
возраста, формирование норм финансовограмотного поведения, а также подготовка
к жизни в современном обществе.
Повышение компетенции старших
дошкольников по вопросам
экономического воспитания. Познакомить
детей со сложным миром предметов и
вещей (как результата труда людей),
человеческих взаимоотношений. Дать
представления про взаимосвязь между
этическими и экономическими
категориями: деньги, труд, товар, цена, с
одной стороны, и честность, щедрость,
экономность - с другой. Познакомить с
элементарными экономическими
понятиями, со способами зарабатывания
денег и разумной их трате. Пробуждать
здоровый интерес к деньгам, учить
бережному отношению с деньгами.
Закреплять полученные экономические
знания в разных видах экономической
деятельности.
1
3

«Виды денег» (монеты,
банкноты, пластиковые
карты)

Знакомство с историей денег. Показать
процесс развития денег от примитивных
форм до современных модификаций.
Раскрыть основные функции денег.
Развитие умения вступать в диалог,
оперировать экономическими понятиями,
отстаивать свое мнение. Развитие памяти,
внимания, умения ясно выражать свои
мысли и обыгрывать житейские ситуации.
Продолжить формирование умений
выделять главное, существенное в
изучаемой теме, составляя синквейн.
«Деньги всякие нужны» закреплять знания детей о внешнем виде
современных денег, что деньги бывают
бумажные и металлические; научить детей
понимать назначение денег; их
необходимость в жизни человека;
активизировать словарь детей.
«Сначала зарабатываем Содействовать финансовому
– потом тратим»
просвещению и воспитанию детей
дошкольного возраста, созданию
необходимой мотивации для повышения
их финансовой грамотности.
Где покупают и
Торговые предприятия: магазины, киоски,
продают разные товары ларьки, базары, рынки, ярмарки
Наша мастерская
Изготавливаются товары для ярмарки:
рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
Стоимость и цена
Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена.
товара
Определяем стоимость товара (сделанных
поделок: затраченные материалы, наше
время и наш труд) и формируем цену
Выгодно-невыгодно
Волшебные правила для покупателя и
продавца, обмен, подарок.
«Купи другу подарок»
Научить подбирать монеты разного
достоинства, в сумме составляющих цену
подарка.
Русская ярмарка
Ярмарка и её атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка, купцы,
ремесленники, торговцы, торговые
соглашения, хороводы, русская пляска,
кулачные бои. Используем деньги нашей
группы, придуманные ранее
Наши потребности
Дать понятие потребности; Уточнить от
«Юные финансисты»
чего зависят потребности человека; Учить
или
решать проблемные ситуации, подвести к
занятие – путешествие
пониманию того, что человек не может
«Наши потребности»
иметь все, что хочет.
«Приключения Умника Повторить понятие «потребности
и Торопыжки в страну
человека»; Продолжать решать
Финансов» (кукольное
проблемные ситуации; Воспитывать
представление)
социально – личностные качества и
1
4

4

ценностные ориентиры.
Копим и сберегаем
Уясняем: зачем надо копить и сберегать,
как можно копить, копить непросто, но
полезно, ответственно и важно
«Сохранить и
Учить детей самостоятельно следить за
приумножить»
своим здоровьем, знать несложные
приемы само оздоровления, уметь
оказывать себе элементарную помощь.
Развивать разговорную речь детей, умение
употреблять антонимы, понимать смысл
пословиц. Словарь: здоровье, дегустатор,
закаливание, самомассаж. Прививать и
воспитывать любовь к физическим
упражнениям, самомассажу.
«Экономим свет»
Формирование первоначальных сведений
о рациональном использовании
природных
ресурсов, элементарных правилах
безопасности и энергосбережения.
Формировать у дошкольников
представления об электричестве, где оно
«живёт», как попадает в дома и
используется человеком; закрепить знания
правил безопасности в обращении с
электроприборами.
Полезные
«Как сохранить
Создание благоприятных условий для
экономические богатство природы?»
формирования основ финансовой
навыки и
грамотности детей старшего дошкольного
привычки в
возраста, формирование норм финансовобыту
грамотного поведения, а также подготовка
к жизни в современном обществе.
«Деньги других стран?» Закреплять знания о возникновении
металлических денег, о валютах разных
стран, о истории возникновения денег.
Содействовать развитию логического
мышления. Развивать любознательность,
мышление. Развивать умение видеть
составные части множества. Развивать
умение самостоятельно решать
поставленную задачу.
«Моя любимая
Создание условий для развития связной
игрушка»
речи и формирования способностей к
творческому рассказу. Учить детей
составлять рассказ об игрушке с
описанием их внешнего вида, признаков и
действий, связывать предложения между
собой.
«Копейка рубль
Формирование навыков и умений
бережет»
рационального использования доступных
материальных ценностей. Развитие
экономического мышления, интереса к
материально – предметному окружению.
1
5

«Самостоятельная
покупка»
«Наше богатство»

«Где производят
деньги»

«Профессии в сфере
экономики»

«Экономим воду»

«Не в деньгах счастье»
«Товар-деньги-товар»

Воспитывать уважение к труду взрослых.
Повысить интерес старших дошкольников
к получению экономических знаний.
Формировать умение рассматривать
предметы, выделяя их признаки, качества
и действия. Формирование у детей
представления о процессе выращивания и
приготовлении хлеба. Сформировать
представления о труде хлебороба и
пекаря. Воспитывать уважение к труду
взрослых, бережное отношение к хлебу.
Развивать мыслительную активность,
познавательный интерес.
Совершенствовать грамматический строй
речи.
Создание благоприятных условий для
формирования основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного
возраста, формирование норм финансовограмотного поведения, а также подготовка
к жизни в современном обществе,
знакомить детей с основными
экономическими понятиями (деньги,
ресурсы, цена, и т.д.). Формировать
представление детей о финансовой
грамотности, организации производства.
Формировать понятие основных правил
расходования денег, умение учитывать
важность и необходимость покупки.
Создание благоприятных условий для
формирования основ финансовой
грамотности детей старшего дошкольного
возраста, формирование норм финансовограмотного поведения, а также подготовка
к жизни в современном обществе.
Научить детей экономно использовать
воду и беречь ее; прививать бережное
отношение к ней; Сформировать у детей
знания о значении воды в жизни человека;
Уточнить и закрепить знания детей о
круговороте воды в природе; Учить
создавать в аппликации образ волшебных
облаков, развивать творчество; Упражнять
в приемах разрезания бумаги разной
формы, аккуратного использования
ножниц; Воспитывать навыки
коллективной работы, нравственные
качества личности.
Развитие у воспитанников интереса к
изучению вопросов финансовой
грамотности.
Познакомить с монетами достоинством 1,
1
6

5

Реклама:
правда и ложь,
разум и
чувства,
желания и
возможности

2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
Продолжать формировать навыки
ориентировки на листе бумаги в клетку.
Уточнить представления о
многоугольниках и способах их
классификации по виду и размеру.
Способствовать усвоению правил
вежливого обращения с окружающими
людьми формировать представление о
доброте, как о важном человеческом
качестве. Развивать стремление ребёнка
совершать добрые поступки. Воспитывать
отзывчивость, желание прийти на помощь.
«Хлеб – всему голова» Формирование у детей представления о
процессе выращивания и приготовлении
хлеба. Сформировать представления о
труде хлебороба и пекаря. Воспитывать
уважение к труду взрослых, бережное
отношение к хлебу. Развивать
мыслительную активность,
познавательный интерес.
«Какие бывают
Создание благоприятных условий для
потребности?»
формирования основ финансовой
(потребности человека) грамотности детей старшего дошкольного
возраста, формирование норм финансовограмотного поведения, а также подготовка
к жизни в современном обществе.
«Бартер»
Раскрыть сущность понятия «бартер» как
обмене одной вещи на другую без денег,
на основе сказочных персонажей;
Продолжать развивать представления
детей о деньгах, товарах; Воспитывать
умение определять разницу между «хочу»
и «надо», честность.
«Семейный бюджет и
Расширять представление детей о том,
расходы семьи»
как складывается семейный бюджет;
Познакомить с новым понятием
«расходы», какими они бывают (на товары
длительного пользования, на товары
кратковременного пользования, на
услуги); Воспитывать в детях
бережливость и умение экономно
(разумно) тратить деньги.
«Экономим играючи»
Формирование навыков и умений
рационального использования доступных
материальных ценностей; развитие
экономического мышления, интереса к
материально – предметному окружению;
ознакомить детей со следующими
понятиями: «бюджет», «доходы»,
«расходы»; дать представление о
сущности расходов, показать их
1
7

«Интересная реклама»

«Реклама вокруг нас и
вокруг тебя тоже!»

многообразие; развивать интерес к
экономической сфере жизнедеятельности
и желание принимать активное участие в
обсуждении бюджета семьи.
Познакомить детей с понятием реклама.
Совершенствовать знания детей, как
деньги зарабатываются трудом, тратить их
необходимо только с пользой, относиться
к ним бережливо. Бережливый человек
всегда богаче. Воспитывать бережное
отношение к труду и деньгам.
Выясняем основные функции рекламы.
Показываем, как реклама может уговорить
купить ненужное. Пробуем посмотреть на
процесс создания «уговаривающих»

5. Методическое обеспечение программы
Форма занятия

Кол-во

Тема занятий

часов

Форма
подведения
итогов

Игра

2

«Путешествие в сказочную страну
Финансов»
(ознакомительное занятие)

Наблюдение(Н)

Беседа

1

«Что такое деньги»

Беседа(Б)

Показ

1

«История возникновения денег»

Беседа,

презентации

наблюдение

Игра

1

«Азбука денег»

наблюдение

путешествие

1

«Музей денег»

Н

Игра

1

«Достоинство монет и купюр»

Б,Н

Игра

2

«Юные финансисты»

Н

Игра

1

«Семейный бюджет»

Н

Игра

1

«Магазин. Виды магазинов»

Н

Игра

1

«Открываем супермаркет»

Н

путешествие

1

«Приключения Грамотея и Капризки»

Б,Н

Сюжетно-

1

Беседа

1

«Магазины бывают разные.
Как правильно выбирать товары в
магазине».
«Все профессии нужны, все
профессии важны!»
(виды профессий и их значимость)
Труд - основа жизни

Сюжетно-

1

Работать и зарабатывать

ролевая игра
Сюжетно-

1

ролевая игра

Н

Н
Н

ролевая игра
1
8

Беседа

1

«Почему все взрослые работают?»

Б

Сюжетно-

2

Все работы хороши, выбирай на вкус

Н

1

«Столяр, плотник и резчик по дереву» Б

Игра

1

«Мастер из страны мальчишек»

Мини-

1

«Без труда не вытащишь и рыбку из
пруда»

Беседа

1

Как придумали деньги

Показ

1

Какие бывают деньги, как они
выглядят и откуда берутся

Н

Игра

1

Как деньги попадают к нам в дом.

Н

Показ

1

Где живут деньги

Б

1

Наш город
«Дом, где живут деньги»

Н

1

«БАНК»

НБ

1

«Мини-банк»

Н

1

«Зайкина находка»

Показ спектакля
другим группам

Беседа

1

«Из чего складывается стоимость»

Б

Беседа

1

Б

Сюжетно-

1

«Современный вид денег –
пластиковая карта»
«О царице ЭКОНОМИКЕ и ее
помощниках»
«Путешествие с Монеточкой по
стране Экономике»
«Виды денег» (монеты, банкноты,
пластиковые карты)

Н

ролевая игра
Показ
презентации

спектакль

презентации

Показ спектакля
другим группам

презентации
Сюжетноролевая игра
виртуальная
экскурсия в
банк
Практическая
работа
Мини
спектакль

ролевая игра
Игра

1

Сюжетно-

1

ролевая игра
Сюжетно-

1

«Деньги всякие нужны»

1

«Сначала зарабатываем – потом
тратим»

Н

Н

ролевая игра
Игра

Н

1
9

Показ

1

Где покупают и продают разные
товары

Б

3

Наша мастерская

Б

Беседа

1

Стоимость и цена товара

Беседа

1

Выгодно-невыгодно

Б

Сюжетно-

1

«Купи другу подарок»

НБ

1

Русская ярмарка

Б

занятие –
путешествие

1

«Наши потребности»

НБ

кукольное
представление
Беседа

1

Показ спектакля
другим группам

1

«Приключения Умника и Торопыжки
в страну Финансов»
Копим и сберегаем

Беседа

1

«Сохранить и приумножить»

Б

Беседа

1

«Экономим свет»

Б

Беседа

1

«Как сохранить богатство природы?»

Б

Показ

1

«Деньги других стран?»

Б

Беседа

1

«Моя любимая игрушка»

Б

Игра

1

«Копейка рубль бережет»

экскурсия

1

«Самостоятельная покупка»

Н

Показ

1

«Наше богатство»

Б

1

«Где производят деньги»

Б

1

«Профессии в сфере экономики»

БН

Беседа

1

«Экономим воду»

Беседа

1

«Не в деньгах счастье»

Сюжетно-

1

«Товар-деньги-товар»

1

«Хлеб – всему голова»

презентации
Практическая
работа

ролевая игра
Показ
презентации

презентации

презентации
Показ
презентации
Сюжетноролевая игра

Б

ролевая игра
Показ

Б

2
0

презентации
Беседа

1
1

«Какие бывают потребности?»
(потребности человека)
«Бартер»

Игра

Н

Беседа

1

«Семейный бюджет и расходы семьи»

Б

Сюжетно-

1

«Экономим играючи»

Б

1

«Интересная реклама»

ПОКАЗ
ПРЕЗЕНТАЦИЙ

ролевая игра
Показ
презентации,
беседа
Сюжетно-

1

«Реклама вокруг нас и вокруг тебя

ролевая игра
Беседа, игра

ВЫСТАВКА

тоже!»
2

Обобщающее занятие

Материально- техническое обеспечение программы.
1.Макет банкомата.
2. Денежные номиналы.
3. Настольные и дидактические игры.
4. Компьютер
5.Проектор.
Инструменты: линейки, ножницы, ластики, циркули, степлер.
Расходные материалы: цветная и белая бумага, бумага формата А4,белый и цветной
картон, клей ПВА, фломастеры, карандаши простые и цветные, акварель, картридж.
Наглядные пособия:
демонстрационные работы;
иллюстрационный материал к занятиям.
Информационное обеспечение-видео, фото, интернет источники.
Кадровое обеспечение: программу реализует Парфенова Анна Алексеевна, педагог
дополнительного образования, воспитатель МДОУ Батаканский детский сад.
6.Список литературы
Для детей и родителей:
1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений
дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4.
с.55.

2
1

2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика.
2009. №7. с.8.
3. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.:
АРКТИ, 2006. – 88 с.
Для педогога:
1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе
ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
2. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской
Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
3. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт
и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус,
2012.-106 с.
4. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебнометодическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
5. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования
дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
6. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах
деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Приложение 1.
Диагностические материалы.
Мониторинг образовательного процесса проводится один раз в год в конце мая.
Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является
определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности.
Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения
знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить
эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении
по финансовой грамотности дошкольников.
Уровень освоения программы:
Низкий – ребёнок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности,
не знает профессии, не имеет представление о деятельности людей некоторых профессий.
Отсутствует творческий потенциал. Ребёнок не имеет представление, что такое семейный
2
2

бюджет. Не ориентируется в экономических понятиях и терминах. Отсутствует системное
видение окружающего мира.
Средний – ребёнок ориентируется и имеет представление с помощью воспитателя о
профессиях и содержании их труда, о семейном бюджете. С помощью воспитателя
разбирается в экономических понятиях и терминах.
Высокий – ребёнок активно использует знания о профессиях их связях и
отношениях, чётко выделяет, что такое семейный

бюджет. Имеет чёткое

представление о труде людей, о продукте и товаре. С уважением относится к труду людей.
Проявляет творческий потенциал.

Приложение 2.
Памятка для родителей
Предлагаем несколько советов по построению взаимоотношений с Вашим
ребенком в финансовой сфере, которые позволят ему впоследствии ощущать себя
максимально комфортно при взаимодействии с деньгами.
1. Выдавайте детям карманные деньги.
Для формирования основ финансовой грамотности нужна развивающая среда.
Важно, чтобы у ребенка были свои собственные деньги, которые он может тратить по
собственному усмотрению. Только на своём опыте управления деньгами ребенок сможет
научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.
2. Договоритесь с ребенком о размере и периоде выдачи карманных денег.
Карманные деньги являются предметом для обсуждения с ребенком. Необходимо в
общении с ребенком рассказать о его новых правах и возможностях. Определите вместе с
ребенком период в который вы будете выделять определенную сумму карманных денег
(один раз в неделю, по субботам и т.д.).
3. Не нужно платить ребенку за помощь по дому и не лишайте карманных
денег в качестве наказания.
В формировании основ финансовой грамотности ребенка основным инструментом
являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому очень важно
придерживаться достигнутых с ребенком договоренностей по периоду и объему денежных
средств, которые он получает. Стоит воздержаться от использования их в качестве
элемента мотивации или демотивации.
4. Не увлекайтесь контролем расходов.

2
3

Предоставленные карманные деньги ребенку дают возможность научиться в
реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих
финансовых средств. Поэтому не нужно увлекаться тотальным контролем за его
расходами, позволяя ребенку самому находить решения и обращаться к вам за помощью.
Полезно время от времени разбирать расходы ребенка, особенно если у него не
получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с
ребенком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на
меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.
5. Расскажите ребенку, для чего нужна копилка.
Обсудите с ребенком суть копилки. Расскажите ребенку как можно накопить
денежные средства с помощью копилки. Обсудите с ребенком что бы он хотел приобрести
на накопленные деньги. Это может быть: игрушка, смартфон, конструктор Lego или
любая другая интересующая ребенка вещь. Составьте вместе с ребенком график
накоплений. Спустя несколько недель обсудите успехи вашего мероприятия, или неудачи.
6. Договоритесь о помощи при крупной покупке.
Копить на важную вещь для ребенка нужно долгое время, и чтобы стимулировать
ребенка к поставленной цели, необходимо договориться с ним о том что накопив какую то
часть 30-50% от необходимой суммы вы добавите недостающую часть и он сможет
купить то что было запланировано.
7. Включите в карманные деньги часть расходов.
Последующим шагом можно ввести оплату текущих расходов на ребенка в его
личные руки. За некоторые статьи расходов ребенок может отвечать самостоятельно, в
зависимости от возраста это могут быть: подарки родителям и братьям, одежда, питание в
школе, оплата за интернет, и т.д.. Со временем перечень расходов станет увеличиваться до
тех пор, пока расходы ребенка не попадут в его зону ответственности.
8. Помогите ребенку контролировать расходы.
Расскажите ребенку о понятии контроля над расходами. Наглядно
продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если
он будет контролировать свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью
расходов можно уменьшить, и как конкретно это сделать (мобильная связь, транспорт, еда
вне дома и т.д.).
9. Будьте примером.
Лучшим примером по финансовой грамотности ребенка в первую очередь
являются родители, то, как они ведут семейный бюджет. Все чему вы будете учить своего

2
4

ребенка теоретически, нужно подкреплять и практически, а именно быть примером для
подражания.
Приложение 3.
Глоссарий
Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность
отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и
потребления.
Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на
рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе
производства товарно-материальных ценностей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного
самоуправления.
Пенсия - гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для
материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и
смертью кормильца.
Налог - обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в
определенных законом размерах и в установленные сроки.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы, обусловленное
диспропорциональностью развития общественного воспроизводства, проявляющееся в
общем и неравномерном росте цен на товары и услуги.
Потребности - нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания
жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в
целом; внутренний побудитель активности.
Бизнес - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Труд - целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на
удовлетворение потребностей индивида и общества.
Капитал - стоимость, используемая для получения прибавочной стоимости
посредством производственной и экономической деятельности, основанной на
добровольном обмене.
Выгода – Прибыль, доход, извлекаемые из чего-либо.
Доход - денежные средства или материальные ценности, полученные
государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности
за определённый период времени.
2
5

Прибыль - положительная разница между суммарными доходами (в которые
входит выручка от реализации товаров и услуг, полученные штрафы и компенсации,
процентные доходы и т. п.) и затратами на производство или приобретение, хранение,
транспортировку, сбыт этих товаров и услуг.
Зарплата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника,
сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также
компенсационные и стимулирующие выплаты

2
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».