Маленькие_исследователи

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка…………………………………………………. 3
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Цель и задачи программы………………………………………………
Планируемый результат ………………………………………………..
Календарный учебный график………………………………………….
Содержание программы ……...………………………………………
Условия реализации…………………………………………………….
Формы аттестации……………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………...

4
5
10
15
15
16
18

1. Пояснительная записка
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать.
В. Сухомлинский
Программа
«Маленькие
исследователи»
является
дополнительной
общеобразовательной программой. Программа имеет базовый уровень
освоения и предназначена для работы с детьми от 5 до 7 лет.
Программа разработана на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304
- Приказ от 19.06.2018 №196 Министерства просвещения «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей»
(редакция от 1 января 2021 г.)
- Устава Образовательной организации Тайнинский детский сад
Данная программа имеет естественно-научную направленность и нацелена на
выявление склонности обучающихся к конкретной исследовательской
деятельности, формирование умений и навыков будущего исследователя,
развитие его познавательных способностей.
Актуальность
программы
заключается
в
том,
что
детское
экспериментирование как форма деятельности используется в практике
недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных
качеств
личности,
как
творческая
активность,
самостоятельность,
самореализация, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют
успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе
наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве
детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Новизна данной темы заключается в поэтапном развитии умственных
способностей
дошкольников
путем
вооружения
их
навыками
экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного
добывания знаний; в создании специально организованной предметноразвивающей среды.
Отличительной особенностью данной программы является структурное
построение с учетом возрастных особенностей дошкольников, оптимальный
набор применяемых методов и приемов, направленных на развитие
познавательной активности дошкольников.

Адресат программы: программа предназначена для детей 5-7 лет с учетом их
возрастных особенностей. Программа реализуется с детьми постоянно
посещающими дошкольное учреждение.
Количество обучающихся: 11 воспитанников
Объём и срок освоения программы: данная программа рассчитана на 1 год
обучения, общее количество часов - 36 часов в год, 1 раз в неделю по 25-30
минут.
Форма обучения: очная, с использованием технологий дистанционного
обучения
Особенности организации образовательного процесса: фронтальные,
подгрупповые, индивидуальные занятия.
Основными видами фронтальных занятий являются занятия:
- Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с
предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция
с определенным предметом на основе сюжета.
- «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает
прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает
проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия,
обретая необходимый опыт деятельности.
- Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников –
основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для
ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
- Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и
детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог
направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый
опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Занятия проводится вне основной образовательной деятельности. Занятия
включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий - кружок
будет работать 1 раз в неделю - во вторник, во второй половине дня, с 15.00 до
15,30. Начало занятий с 01.09.2022 г. по 31.05.2023 г.
2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие познавательных интересов детей
посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представления об окружающем мире через
знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;
- совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них
фактические ответы;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при
проведении физических экспериментов.
Развивающие:

- развивать
поисково-познавательную
деятельность
детей
как
интеллектуально-личностное, творческое развитие;
- развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь;
Воспитательные:
- развивать социальные навыки: умение работать в коллективе,
договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту;
- поддерживать
у
детей
инициативу,
сообразительность,
самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
3. Планируемый результат программы
- - сформированы естественнонаучные знания и представления об
окружающем мире;
- - сформированы исследовательские умения, применяет знания на
практике в процессе экспериментальной деятельности;
- -проявляет самостоятельную познавательную активность, инициативу к
детскому экспериментированию как к совершенно особой области
человеческого познания;
- - умеет высказывать предположения и делает простейшие выводы;
- - планирует трудовой процесс, проявляет настойчивость, добивается
нужного результата;
- - соблюдает
правила техники безопасности
при выполнении
экспериментов;
- - сформированы элементарные общепринятые правила взаимоотношений
с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе.

Учебно-тематический план

4.
п\п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название темы
«Юные лаборанты»
«Земля дает жизнь»
«В мире растений»
Важная культура
Почему осенью листья
желтеют
«В гостях у Капельки»
«Волшебница – вода»
Откуда
берутся
облака?
Очищение воды
«Невидимка - воздух»
Ветер и его подружка ветряная вертушка

Количество часов
всего
теори практика
я
1
1
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
0,3
0,7
1
1
1
1
1
1

Формы
аттестации/контроля
Беседа
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, наблюдение

0,3

0.7
1
0,7

Беседа, опыт
Опыт
Беседа, опыт

0,3
0,3

1
0,7
0,7

Опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

0.3

12

Песчаное путешествие

1

0,3

0,7

Беседа, опыт

13
14
15
16
17

Удивительная глина
«В царстве камней»
«Вулкан»
«Солнечные зайчики»
«Живые
тени»
(проводится
на
прогулке)
Игра цветов
«Как
получить
радугу?»
Волшебная
сила
магнита
Термометр
Незнайка и мороженое
«Электричество вокруг
нас»
«Почему
горит
фонарик»
«Волшебные
бутылочки»
В гостях у Карандаша
Карандашовича
и
Гвоздя Гвоздовича
«Бумажная Фея»
«Тайна
хрустальной
туфельки»
«Легкая пластмасса»
«В гостях у Золушки»
«Волшебная соль»
Удивительные
свойства
мыльных
пузырей
Лаборатория молока
«Невероятное
путешествие
по
организму»
"Путешествие
по
стране органов чувств"
Секреты «Кока-колы»

1
1
1
1
1

0,3
0,3
0,3
0,3
0,3

0,7
0,7
0,7
0,7
0,7

Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, наблюдение

1
1

0,3

0,7
1

Беседа, опыт
Опыт

1

0,3

0,7

Беседа, опыт

1
1
1

0,3
0,3
0,3

0,7
0,7
0,7

Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

1

0,3

0,7

Беседа, опыт

1

0,3

0,7

Беседа, опыт

1

1

1
1

0,3
0,3

0,7
0,7

Беседа, опыт
Беседа, опыт

1
1
1
1

0,3
0,3
0,3
0,3

0,7
0,7
0,7
0,7

Беседа, наблюдение
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

1
1

0,3
0,3

0,7
0,7

Беседа, опыт
Беседа, наблюдение

1

0,3

0,7

Беседа, наблюдение

1

0,3

0,7

Беседа, опыт

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32

33
34

35
36

5.

Беседа

Содержание программы

1. «Юные лаборанты»

Теория: Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями:
«наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира –
эксперименте (опыте).
2. «Земля дает жизнь»

Теория: Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на
Земле.
Опыт: познакомить с особенностями почвы, ее значением в жизни растений и
животных.
3. «В мире растений»
Теория: Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях.
Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями,
желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий.
Опыт: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития
растений (вода, свет, тепло)
4. Важная культура
Теория: Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси;
познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить
кругозор детей о пользе картофеля для человека
Опыт: Познакомить с основным компонентом в составе картофеля – крахмалом
5. Почему осенью листья желтеют
Теория: Расширить знания о явлениях живой и неживой природы, учить
устанавливать причинно-следственные связи, исследовать природное явление –
листопад, строение листа.
Наблюдение: узнать от чего зависит окраска листьев, изучить строение листа,
помочь детям изучить причины почему листья осенью становятся желтыми.
6. «В гостях у Капельки».
Теория: Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение
действовать по алгоритму.
Опыт: Выявить вещества, которые растворяются в воде
7. «Волшебница – вода».
Опыт: Закрепить знания детей о различных агрегатных состояниях воды:
твёрдом, жидком и газообразном.
8. Откуда берутся облака?
Теория: Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя.
Опыт: Дать детям представление об образовании облаков.
9. Очищение воды
Опыт: Познакомить детей с разными способами очистки воды
10.«Невидимка - воздух»
Теория: Расширить представления детей о воздухе
Опыт: Продемонстрировать такие свойства воздуха, как отсутствие цвета и
формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства с
возможностью воздуха двигать предметы.
11. Ветер и его подружка - ветряная вертушка
Теория: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его
свойствами и ролью в жизни человека.
Опыт: Познакомить со свойством воздуха – движение.
12. Песчаное путешествие
Теория: Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением,
цветом, структурой.

Опыт: Показать, что мокрый песок не пересыпается, может принимать любую
форму, которая сохраняется до его высыхания.
13. Удивительная глина
Теория: Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в
сравнении с другими материалами (песок, камень).
Опыт: узнать, почему именно глина стала материалом для лепки игрушек
14.«В царстве камней»
Теория: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Вместе с детьми классифицировать камни по признакам
Опыт: Определить цвет камня, размер, форму, поверхность и вес.
15. «Вулкан»
Теория: Познакомить детей с природным явлением - вулканом. Формировать
представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а
также их пользе.
Опыт: дать дошкольникам элементарные представления о природном явлении вулкан, наглядно показать взаимодействие щелочи с кислотой
16. «Солнечные зайчики»
Теория: Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть
природные - солнце, луна, костер и искусственные — изготовленные людьми
.Формировать представления о свойствах солнечных лучей.
Опыт: Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно
отражать свет и изображения предмета.
17. «Живые тени»
Теория: Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство
тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Наблюдение: Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника
света и предмета, их взаимоположения. Развивать творческое воображение.
Воспитывать наблюдательность.
18. Игра цветов
Теория: Закрепить знания об основных цветах,
Опыт: Создание условий, в которых ребёнок становится самостоятельным
субъектом поисковой деятельности.
19. «Как получить радугу?»
Опыт: выяснить, можно ли получить радугу в домашних условиях.
20. Волшебная сила магнита
Теория: Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить
свойства магнита
Опыт: Всё ли притягивают магниты?
21. Термометр
Теория: Познакомить детей с термометром. Формирование представлений о
теплопередаче,
нагревании и охлаждении.
Опыт: совершенствовать навыки экспериментирования с термометрами.
22. Незнайка и мороженое
Теория: Закрепление знаний о сезонных изменениях.

Опыт: «Шуба - холодильник»
23.«Электричество вокруг нас»
Теория: Расширить знания детей об электричестве и электроприборах.
Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Опыт: Изучить причину образования статического электричества.
24. «Почему горит фонарик»
Теория: Уточнить представления детей о значении электричества для людей.
Опыт: познакомить с батарейкой – хранителем электричества- и способом
использования лимона в качестве батарейки.
25. «Волшебные бутылочки»
Теория: Обобщить представлений детей о звуке; дать понятие о
распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные
звуки
Опыт: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа
различных звуков.
26. В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича
Теория: Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла,
воспитывать бережное отношение к предметам.
27. «Бумажная Фея»
Теория: Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги.
Опыт: исследовать свойства бумаги.
28. «Тайна хрустальной туфельки»
Теория: Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями
из стекла.
Опыт: исследовать свойства стекла.
29. «Легкая пластмасса»
Теория: Помочь определить свойства пластмассы
Наблюдение: путем наблюдения познакомиться со свойствами предметов из
пластмассы.
30. «В гостях у Золушки»
Теория: Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знание
детей об одежде.
Опыт: Исследовать свойства ткани
31.«Волшебная соль»
Теория: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Опыт: Исследовать свойства соли
32.Удивительные свойства мыльных пузырей
Теория: Формировать представления детей о свойствах мыла.
Опыт: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей
33.Лаборатория молока
Теория: формировать представления у детей о пользе молока и молочных
продуктах для организма человека
Опыт:
Способствовать
самостоятельному
использованию
действий
экспериментального характера для выявления скрытых свойств.
34.«Невероятное путешествие по организму»

Теория: Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении
отдельных его частей и органов.
Наблюдение: Развивать наблюдательность в себе
35.Путешествие по стране органов чувств
Теория: Познакомить детей с органами чувств, их значением для человека.
Наблюдательность: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью
36. Секреты «Кока-колы»
Теория: Дать представление о вредном влиянии газированных напитков на
организм человека путем проведения опытов с «Кока-Колой»
Опыт: Развивать познавательную активность детей в процессе опытноэкспериментальной деятельности

6. Календарный учебный график
Срок
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Всего
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

01.09.22г

31.05.23г

36

36

36

1 раз в
неделю
по 1
часу

№
п/п

Месяц

Число

1.

Сентябрь

06.09

Время
Форма
Количество
Тема занятий
проведение
занятий
часов
занятий
15.30-16.00 Практическое
1
«Юные лаборанты»

2.

13.09

15.30-16.00

Практическое

1

«Земля дает жизнь»

3.

20.09

15.30-16.00

Практическое

1

«В мире растений»

4.

27.09

15.30-16.00

Практическое

1

Важная культура

04.10

15.30-16.00

Практическое

1

Почему осенью листья
желтеют

6.

11.10

15.30-16.00

Практическое

1

«В гостях у Капельки»

7.

18.10

15.30-16.00

Практическое

1

«Волшебница – вода»

8.

25.10

15.30-16.00

Практическое

1

Откуда берутся облака?

01.11

15.30-16.00

Практическое

1

Очищение воды

10.

08.11

15.30-16.00

Практическое

1

«Невидимка - воздух»

11.

15.11

15.30-16.00

Практическое

1

Ветер и его подружка ветряная вертушка

12.

22.11

15.30-16.00

Практическое

1

5.

9.

Октябрь

Ноябрь

Песчаное
путешествие

Место
проведения

Форма контроля

Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа

Групповая
комната

Беседа, опыт

Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, наблюдение
Беседа, опыт
Опыт
Беседа, опыт
Опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

29.11

15.30-16.00

Практическое

1

Удивительная глина

06.12

15.30-16.00

Практическое

1

«В царстве камней»

15.

13.12

15.30-16.00

Практическое

1

«Вулкан»

16.

20.12

15.30-16.00

Практическое

1

«Солнечные зайчики»

17.

27.12

15.30-16.00

Практическое

1

10.01

15.30-16.00

Практическое

1

«Живые
(проводится
прогулке)
Игра цветов

19.

17.11

15.30-16.00

Практическое

1

«Как
радугу?»

20.

24.01

15.30-16.00

Практическое

1

Волшебная
магнита

21.

31

15.30-16.00

Практическое

1

Термометр

07.02

15.30-16.00

Практическое

1

Незнайка и мороженое

23.

14.02

15.30-16.00

Практическое

1

«Электричество вокруг
нас»

24.

21.02

15.30-16.00

Практическое

1

«Почему
фонарик»

25.

28.02

15.30-16.00

Практическое

1

«Волшебные
бутылочки»

13.
14.

18.

22.

Декабрь

Январь

Февраль

тени»
на

получить
сила

горит

Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа, опыт

Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа, опыт

Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, наблюдение

Опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

07.03

15.30-16.00

Практическое

1

27.

14.03

15.30-16.00

Практическое

1

28.

21.03

15.30-16.00

Практическое

1

«Тайна
хрустальной
туфельки»

29.

28.03

15.30-16.00

Практическое

1

«Легкая пластмасса»

04.04

15.30-16.00

Практическое

1

«В гостях у Золушки»

31.

11.04

15.30-16.00

Практическое

1

«Волшебная соль»

32.

18.04

15.30-16.00

Практическое

1

33.

25.04

15.30-16.00

Практическое

1

Удивительные
свойства
мыльных
пузырей
Лаборатория молока

03.05

15.30-16.00

Практическое

1

35.

17.05

15.30-16.00

Практическое

1

36.

24.05

15.30-16.00

Практическое

1

26.

30.

34.

Март

Апрель

Май

В гостях у Карандаша
Карандашовича
и
Гвоздя Гвоздовича
«Бумажная Фея»

«Невероятное
путешествие
по
организму»
"Путешествие
по
стране органов чувств"
Секреты «Кока-колы»

Групповая
комната

Беседа

Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа, опыт

Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа, опыт

Групповая
комната
Групповая
комната

Беседа, наблюдение

Беседа, опыт
Беседа, наблюдение
Беседа, опыт
Беседа, опыт
Беседа, опыт

Беседа, наблюдение

Беседа, опыт

7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Кружок проходит в старшей разновозрастной группе.
Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и
неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и
листья деревьев, мох, семена;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
разные виды бумаги, ткани;
прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и
прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, лупы, трубочки для коктейля,
воронки, мыльные пузыри и т.д.
Информационное обеспечение
1. Компьютерная техника.
2. Телевизор.
3. Аудиотека.
4. Фотоаппарат.
5. Видеокамера
Кадровое обеспечение
Пестерева Ксения Александровна, воспитатель старшей разновозрастной
группы Тайнинского детского сада. В 2017 году окончила Забайкальский
Государственный университет (дошкольное образование). Педагогический стаж
составляет десять лет в должности воспитателя (с 2012 года).

7. Форма аттестации/контроля
В опытно-экспериментальной работе опирались на показатели познавательноисследовательской деятельности определенные А.И. Савенковым, дополнив
критериями и уровнями исследовательской деятельности у старших
дошкольников, определяя тем самым степень сформированной
познавательной активности в исследовательской деятельности. К критериям
сформированой познавательной активности в исследовательской деятельности
отнесли: знаниевый, оценочный и деятельностный.
Уровни

Критерии
Знаниевый

Оценочный

Деятельностный

высокий

Познавательный
интерес стабилен.
Видит и формулирует
проблемы, предлагает
пути решения, знает как
осуществить поиск
истины, приводит
факты, аргументы.

Определяет известное и
что нужно найти,
достигли
предполагаемого
результата и отвечает ли
он решению проблемы,
причинно-следственные
связи, отбирает
необходимый материал
для поиска истины, для
решения проблемы

Проявляет инициативу и
творчество,
самостоятельно
планирует деятельность,
применяет на практике,
определяя правильность
выбранного пути
решения проблемы,
поясняет свои действия и
доводит дело до конца

средний

Познавательный
интерес ситуативен,
подвержен настроениям
ребенка. Не всегда
удается увидеть
проблему, и не всегда
делает правильные
предположения о
решении поставленной
проблеме, не всегда
может аргументировать
и объяснить свои
предложения по
решению проблемы.

Иногда возникают
сложности с
определением сути
проблемы, и того, что
уже известно и что
необходимо найти. Не
всегда может
сопоставить полученный
результат с сутью
проблемы, а также
раскрыть причинноследственные связи,
отбор материала для
поиска истины не всегда
безошибочен.

Инициативу и
самостоятельность
проявляет не всегда, но
планирует деятельность,
использует на практике
отобранный материал,
возникают сложности в
объяснении своих
действий, иногда не
доводит начатый опыт до
конца

низкий

Познавательный
интерес слабо выражен.
Не всегда понимает
проблему, не активен в
выдвижении идей по
решению возникшей
проблемы, затрудняется
осуществлять поиск
истины, не может
привести факты,
аргументы.

Затрудняется определять
известное и что нужно
найти, причинноследственные связи,
допускает ошибки в
выборе материала для
проведения опыта, не
вникает в суть
проблемы.

Самостоятельность не
проявляет, делает только
тогда, когда говорят,
использует примитивные
способы решения
проблем, что не приводит
к необходимым
результатам.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения:
наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений;
самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников.
Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования
навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

8. Список литературы
Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304
Методическая литература: для педагога
А.И. Савенков Методика исследовательского обучения дошкольников. –
Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
2010. – 128с.
Поддьяков Н. Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников.
// Вопросы психологии. 1985, №2.
Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных
учреждений. М., 1999.
Н.Е. Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно – исследовательская
деятельность дошкольников»// «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»; М., 2012
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005.
Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М.,
2002.
Дыбина О. В. Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов.
М.1999.
О.В Дыбина « Из чего сделаны предметы» Сценарий игр – занятий
дошкольников. М 2004.
Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно! – М: Линка-Пресс, 2004.
– 72с.
Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. – М.: Педагогическое общество России,
2003. – 80с.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ.
Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для
среднего и старшего дошкольного возраста»
Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности
детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
– 64с.
Рыжова Н. «Игры с водой и песком»
Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной»
Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова «Организация экспериментальной
деятельности детей 2 – 7 лет
Родителям рекомендована литература, которую использует педагог, так
как она написана доступным языком и имеется в библиотеке детского
сада.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».