СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка. ……………………………………………….. 3-4 2. Цель и задачи программы……………………………………………… 4 3. Виды техник нетрадиционного 4-5 рисования………………………………………………………………… 4. Методическое обеспечение 5 программы………………………………………………………………... 5. Ожидаемый результат…………………………………………………… 6 6. Перспективный план……………………………………………………. 7-11 7. Форма оценивания………………………………………………………………. 12 8. Список литературы……………………………………………………… 12 9. Приложения……………………………………………………………… 13-16 Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Юный художник» составлена на основе: - Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п. 4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42 - Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». - Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района Направленность – художественная. Актуальность. Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в раннем возрасте. Именно тогда создается базовая основа для познания окружающего мира, умение быть самостоятельным., самовыражаться. Каждая образовательная область в работе с детьми, важна в развитии всех видов функциональной грамотности. Я остановилась на образовательной области художественно-эстетического развития, а конкретно на технике нетрадиционного рисования. С помощью программы «Юный художник» дети смогут развивать не только художественно-эстетические способности, но и овладевать познавательной компетентностью. Это впоследствии поможет детям приобретать и добывать знания самостоятельно, уметь общаться со взрослыми и сверстниками, применять полученные знания в жизни, научиться чувствовать ситуацию успеха и оценки и самооценки. Педагогическая целесообразность. На занятиях содержатся различные виды техник нетрадиционного рисования. Что очень важно для дошкольника, для развития его фантазии, умение работать как самостоятельно, так и в группе. Занятия по программе направлены на овладение детьми системой восприятия цвета, цветовых сочетаний, знакомства с оттенками. Дети научатся различать первичные и вторичные цвета, умение смешивать несколько цветов и получать новый оттенок. Такие знания помогут ребенку свободно ориентироваться в цветовой палитре. Это даст ребенку проявить свои творческие способности. 2 По этому использование техник нетрадиционного рисования в области художественно-эстетического развития детей является оправданным и имеет практическую направленность, то есть помогает формировать функциональную грамотность дошкольников. Рисование – это одно из самых любимых занятий детей, которое дает большой простор для проявления их творческой активности. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, учит наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память. Изобразительное творчество располагает многообразием материалов и техник. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Такое необычное сочетание позволяет детям ощутить положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью и позволяет развить творческую активность детей. Дети учатся наблюдать, фантазировать, чувствовать всю красоту искусства рисования. Изобразительное искусство является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у детей чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда. В процессе обучения дети получают знания о цветоведении, композиции, правилах рисования, а так же о красоте природы и человеческих чувств. Рисование с помощью нетрадиционных техник не утомляют детей, а наоборот вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. Особенность программы. В изобразительном искусстве дети учатся видеть и понимать красоту окружающего мира, развивают художественноэстетический вкус. Данная программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, учатся на основе знаний создавать свои рисунки. Данная программа опирается на возрастные особенности детей Новизна программы заключается в том, что в детских дошкольных учреждениях чаще сводится лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Изначально всякое детское художество сводиться не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а фантазии у современных детей более чем достаточно. В настоящее время существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющие развивать интеллектуальные способности дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Например: кляксография, ниткография, точечный рисунок, поролоновые рисунки, 3 мелками, свечой, разрисовка камешков, метод пальцевой живописи, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж и многое другое. Адресат программы: Дети в возрасте5-7 лет, на обучение принимаются все желающие, могут обучатся дети ОВЗ. Сроки реализации программы: Программа реализуется 1 год, во второй половине дня, продолжительность занятий 30 минут, в объём 36 часов в год, Занятия проходят каждый вторник. Формы занятий: традиционные- беседы, практические работы, творческие- мини выставки, игры, экскурсии. Цель: развивать у детей творческие способности, средствам нетрадиционного рисования. Задачи: - Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов; - Побуждать детей к творческим поискам и решениям; - Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству. - Формировать оценку и самооценку собственной деятельности -Воспитывать, чувство прекрасного. - Воспитывать бережное отношение к окружающим. Ожидаемый результат Возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста; формирование навыков трудовой деятельности; самостоятельность, взаимодействие друг с другом; расширение и обогащение художественного опыта. Дети учатся приемам работы с нетрадиционным материалом для рисования, различие цвета и его оттенков; развитие мелкой моторики рук. Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения воспитанников дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: - развитию мелкой моторики рук; - обострению тактильного восприятия; - улучшению цветовосприятия; - концентрации внимания; - повышению уровня воображения и самооценки. - расширение и обогащение художественного опыта. - формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. - сформируются навыки трудовой деятельности - активность и самостоятельность детей в изодеятельности; 4 -умение находить новые способы для художественного изображения; - умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Форма оценивания Цель диагностики Создание законченной живописной композиции, раскрывающей отношение ребенка к изображаемой действительности высокий Создают выразительную живописную композицию, прорабатывая художественные образы персонажей с точки зрения выразительности образа и динамики изобразительного искусства. Уровень средний Испытывают затруднения в проработке художественного образа ( динамика изображения или использования цветовых характеристик персонажей). низкий Не могут создавать выразительные композиции, испытывают трудности в использовании цветовых характеристик персонажей. Учебно-тематический план. Содержание. Месяц, тема занятия Форма занятий, используемая техника Программное содержание Беседа в игровой форме, практическая – творческая работа. В начале каждого занятия проводится короткая беседа по технике безопасности. Рисование пальчиками и ладонями Упражнять в рисовании пальцами рук. Учить рисовать стебель и лист у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Сентябрь 1.Одуванчики Воспитывать у детей художественный вкус. 2.Рыбки в пруду Рисование пальчиками и ладонями Упражнять в рисовании рыб, используя свои ладони. Развивать цветовосприятие Развивать чувство композиции. 3.Ветка рябины Рисование пальчиками и Учить детей рисовать по контуру сыпучими веществами, 5 ладонями использовать краски, кисть, раскрашивать по частям. Воспитывать детей работать индивидуально. 4.По замыслу Свободное экспериментирование Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение и творчество. Воспитывать художественный вкус. Октябрь 1.Ежик Рисование смятой бумагой и пробками (оттиск) Упражнять в рисовании предметов смятой бумагой, прорисовывая недостающие детали акварелью Развивать творчество. 2.Украшение посуды Рисование смятой бумагой и пробками (оттиск) Учить рисовать чашки различной формы, украшать их узорами. Развивать чувство композиции. 3.Цветы в вазе Рисование смятой бумагой и пробками (оттиск) Продолжить учить рисовать смятой бумагой. Развивать воображение и чувство композиции. Воспитывать у детей аккуратность. 4.Мои игрушки Рисование смятой бумагой и пробками (оттиск) Упражнять в рисовании предметов различной формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Воспитывать умение работать индивидуально. Ноябрь 1.Подсолнух Рисование тычком Упражнять в рисовании подсолнуха. Закрепить знания 6 об основных цветах, формах. Развивать воображение и творчество. 2.Кошка Рисование тычком Упражнять в рисовании кошек методом тычка Развивать чувство композиции. 3.Дикие животные Рисование тычком Упражнять в рисовании животных методом тычка. Развивать чувство композиции. 4.По замыслу Свободное экспериментирование Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми в различных нетрадиционных техниках Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Декабрь 1.Волшебные картинки Рисование мелками Упражнять детей в рисовании мелками. Развивать чувство композиции. 2.Звездное небо Набрызг Упражняться в технике рисования брызгами, умение украшать рисунок. Воспитывать художественный вкус. 3.Зимние узоры Рисование ниткой Познакомить детей с техникой рисования нитками, закреплять умение работать аккуратно. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. 4.Фейерверк Кляксография, рисование пальчиками Продолжать закреплять умение работать с красками, дорисовывать картину пальчиками. Оттиск Совершенствовать умение в рисовании оттиском. Учить Январь 1.Новогодняя елочка 7 рисовать пушистую елочку. Воспитывать умение работать самостоятельно. 2.Мой дом Техника рисования на выбор Учить рисовать дом, дополняя рисунок по своему желанию. Воспитывать у детей художественный вкус. 3.Деревья в снегу Рисование трафаретом Упражнять детей в рисовании по трафарету. Развивать чувство композиции. Февраль 1.Медвежонок Поролон, тонкая кисть, гуашь, поролон Закрепить умение рисовать поролоновой губкой, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитывать художественный вкус. 2.Веселый снеговик Рисование кистью, маркер (фломастер) Упражнять в рисовании методом тычка кистью, дорисовывать детали маркером. Развивать чувство композиции. 3.Зима Рисование различными способами Упражнять в рисовании различными способами. Воспитывать умение работать индивидуально. 4.Зимняя сказка Ниткография Закрепить технику рисования нитками, развивать фантазию. 1.Открытка для мамы Рисование печатками Закрепить технику рисования используя печатки, развивать фантазию. 2.Веселое солнышко Рисование ладошками Закрепить технику печатания ладошками. Учить быстро наносить краску и делать отпечатки. Март Развивать чувство цветовосприятия. 8 3.Подснежник Акварель, восковые мелки Учить рисовать подснежник восковыми мелками, красками обращая на цвет и форму цветка. 4.По замыслу Свободное экспериментирование Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в различных техниках рисования. Воспитывать у детей художественный вкус Апрель 1.Туча Рисование по сырому Продолжить знакомить детей с рисованием по сырому, аккуратно пользоваться кисточкой и краской. 2.Ракета в космосе Рисование красками Учить смешивать различные краски на листе, учить рисовать ракету, воспитывать аккуратность. 3. Ветка черемухи Рисование мятой бумагой, красками Закрепить умение рисовать с помощью красок и мятой бусаги. Воспитывать детей работать в группе. 4.Циплята Рисование пальчиками, тычком Учить рисовать простые фигурки состоящие из отпечатков пальцев, Упражнять в технике рисования тычком, пользоваться всей цветовой гаммой красок. Рисование восковыми мелками Закрепить умение рисовать мелками. Май 1.Цветы на поляне Развивать у детей художественный вкус. 2.Флажок Рисование сыпучими веществами Продолжать закреплять умение рисовать с помощью сыпучих веществ. 9 Воспитывать аккуратность. 3.Бабочка Пластилинография Закрепить умение рисовать с помощью пластилина по контуру. Воспитывать детей работать в группе. 4.По замыслу Свободное экспериментирование Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании. Воспитывать детей работать индивидуально Условия реализации программы: Методы проведения: - словесный (беседа, напоминание о последовательности работы); - наглядный; - практический; - подведение итогов (выставка работ). Виды техник нетрадиционного рисования используемых в программе: Кляксография Набрызг Пальцеграфия Метод тычка Рисование сыпучими веществами Монотопия (с помощью отпечатка) Рисование поролоном Оттиск Пластилинография Рисование кистью Рисование мятой бумагой Ниткография Материально-техническое обеспечение: кабинет с оборудование и мебелью. Оборудование ноутбук, экран, проектор, принтер, записи и диски с музыкой. Диски с пособиями по техникам рисования, диски с презентациями техник рисования, видео записи работ по техникам рисования, альбомы и подборки работ по техникам рисования. 10 Канцелярские принадлежности- гуашь, краски, кисти, карандаши, щетки, линейки, бруски, вата, поролон, фольга, калька, бумага, ткань. Стаканчики, тарелки, тазик, подставки, предметы на которых можно рисовать и разрисовывать ( кубики, ложки, бруски, тарелки, матрешки) Список литературы. 11 Список литературы для педагога ( этот же список рекомендован и для родителей, написано доступным , понятным языком.) 1. Акуненок Т.С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования»// Дошкольное образование. – 2010.;-80с. 2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1.-М.: «Издательство Скрипторий» 2003;-72с. 3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть2.-М.: «Издательство Скрипторий» 2003;-72с. 4. Давыдова Г.Н. «Пластилинография- 2»-М.: «Издательство Скрипторий» 2003;-48с. 5. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. М.: ГНОМ и Д,2007.-64с. 6. Дыченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.; Мозаика-Синтез,2008г. 7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.-г. Ярославль; Академия развития;2004г. Приложение Пальчиковые игры 1 Держим кисточку вот так, Это трудно? Нет, пустяк! Вправо, влево, вверх и вниз Побежала наша кисть Закружилась как волчок За тычком идет тычок. 2. Карандаш в руке катаю, Между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу 12 3.Разотру ладошки сильно. Каждый пальчик покручу. Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. Затем руки я помою… Пальчик в пальчик я вложу, На замочек их закрою И тепло поберегу! 4.Каждый пальчик разотру, Каждый пальчик покручу… Разведу вперед, назад… И сожму их сильно. Здравствуйте, пальчики, Зверушки лесные! Здравствуйте, пальчики, Игрушки заводные! 5.Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять Взяли кисточки опять. Постучали, повертели И работать захотели 6. Руки в стороны, в кулачок Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз! 13 Тук-тук-тук-тук Сделаем большой круг! 7. Чтоб красиво рисовать Надо с пальцами играть Вот- большой, вот этот –средний, Безымянный и последний Наш мизинчик-малышок. У-у-у указательный забыли Мы рога козы покажем И рога оленя даже, Ушки зайки не забудем, Пальчиком водить мы будем. Чтоб красиво рисовать, Надо с пальцами играть 8.Этот пальчик хочет спать Этот пальчик лег в кровать. Этот пальчик прикорнул Этот пальчик уж уснул. Встали, пальчики, ура! Рисовать уже пора 9. Мы сегодня маляры, Будем красить потолки. Вверх и вниз скользит рука, Стала кисточкой она 10. Наши пальцы напрягаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два. три, четыре, пятьБудем рисовать опять! 14 11. Будем колечки сейчас рисовать, Руки вперед, кулачки надо сжать. Вытянув пальцы вторые вперед, Мы начинаем движения ход (Указательными пальцами вытянутых вперед рук описывать в воздухе одинаковые круги любого размера. Пальцем правой руки описывать круги по часовой стрелке, а левой- в обратном направлении) 12. Ну-ка, ручки, не ленитесь! Хорошенько потрудитесь. Левой будем мы стучать, Правой кольца рисовать. Тук- колечко, тук- кольцо, Тук- колечко, тук- кольцо (Отбивать в удобном темпе левой рукой по одному такту; одновременно с этим вытянутым вперед указательным пальцем правой руки описывать в воздухе небольшой кружок) 13. Мои пальчики все знаютКуда нужно зашагают Я за это их люблю, Я за это их хвалю! 14. Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.) 15 (Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».) 15. Карандаш в руках катаю, (Прокатываем карандаш между ладонями) Между пальчиков верчу. (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами). Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами) Быть послушным научу, (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем) 16. Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! Гав! Гав! (Дети «шагают» пальчиками по столу.) (На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».) 16