Содержание
1.
Пояснительная записка………………………………………………………3
2.
Цель и задачи программы……………………………………………………5
3.
Планируемые результаты……………………………………………………6
4.
Учебный план…………………………………………………...……….…….6
5.
Содержание программы………………………..……………………….……10
6.
Методическое обеспечение.…………………………………………………18
7.
Список литературы………………………………………….………………..20
8.
Приложение .………………………………………………………………...21
11.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования естественно – научной
направленности по играм В.В. Воскобовича «Ларчик знаний» разработана в
соответствии с:
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам
воспитания обучающихся";
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 –
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от от 28
сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом МУДО ДЮСШ «Газимуро-Заводского района»
Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее
полно реализовывать себя «здесь и теперь», достичь состояния эмоционального
комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном
общении равных.
Организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и
обучался одновременно - задача достаточно сложная. Просмотрев авторский курс
В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - игровая технология
интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста», у меня
возникла идея создания кружка для воспитанников нашего ДОУ с использованием
игр Воскобовича. Особенно меня привлекли оригинальные решения обыкновенных
задач, заложенный творческий потенциал игровых упражнений.
Используя
данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные
лабиринты игры» Воскобовича В.В., содержанием которой является эффективное
развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения,
2
мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Все
игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного
усложнения.
Актуальность программы обусловлена тем, что предложенная комбинация
игр представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие у детей
внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.
Интуитивно определяется предматематическая подготовка дошкольников,
ознакомление их с окружающим миром, развиваются речь, изобразительные
умения и навыки.
Новизна программы
Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение
детей проходит в интересной игровой форме, используя авторский приём, что
позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость
детей на занятии.
Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают
цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется
восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети
учатся действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает
воображение, развивает их творческие возможности.
В основе программы лежит система постоянно усложняющихся развивающих
игр и познавательных заданий. Особенностью программы является связь образного
восприятия с логическим мышлением. Игры сопровождаются игровым или
сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на
сравнения, анализ, классификацию, обобщение и понимание математических
терминов. Постоянное усложнение игр позволяет поддерживать детскую
деятельность в зоне оптимальной трудности. Деятельность детей направлена на
развитие умственных способностей и приобретение новых знаний за пределами
основной программы дошкольного образования. Распределение программного
материала представляет собой систему, предопределяющую интенсивное развитие
у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого
мышления. Интегративно осуществляется предматематическая подготовка,
ознакомление с окружающим миром, развиваются речь, изобразительное умение,
что способствует творческому развитию личности дошкольника.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
использование игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей
Воскобовича В.В. способствует эффективному естественно - научному развитию
обучающихся.
Вид и направленность дополнительной образовательной программы
3
Программа модифицированная, по содержанию является социальнопедагогической, по функциональному предназначению естественно - научной, по
форме организации - кружковой, по времени реализации - годичной.
Отличительные особенности:
Многофункциональность и универсальность. С помощью игр можно решать
большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает
цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учится считать,
ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует
речь, мышление, внимание, память, воображение.
Адресность программы:
Программа ориентирована на детей 6-7 лет.
Наполняемость группы 20 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю
Продолжительность занятия - 30 минут.
Занятия начинаются 1 сентября, заканчиваются 31 мая
Срок реализации Программы: 1 год.
Зачисление детей в группу дополнительного образования проходит на основе учёта
интересов детей и запросов родителей. Могут, обучатся дети ОВЗ.
Форма обучения: очная, с использованием технологий дистанционного
обучения. Зачисление детей в группу дополнительного образования проходит на
основе учёта интересов детей и запросов родителей. Занятия проводятся в
групповом помещении.
Формы проведения занятий:
1.Логико-математические игры.
2.Интегрированные игровые занятия.
3.Совместная деятельность педагога и детей.
4.Самостоятельная игровая деятельность.
Цель программы: создание условий для развития естественно-научных
способностей детей дошкольного возраста, посредствам игр В.В. Воскобовича.
Задачи программы:
-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать
новое;
-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и
объектам окружающей действительности;
-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально
мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
-развитие аргументированной и доказательной речи;
-формирование
психических
качеств,
обеспечивающих
успешную
познавательную адаптацию ребёнка к школе.
4
Планируемые результаты для детей:
дети освоят цифры и буквы, счёт, знание геометрических фигур, будут уметь
ориентироваться на плоскости;
смогут концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и
доводить начатое дело до конца;
смогут анализировать, сравнивать, сопоставлять;
у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
будет развиваться мелкая моторика рук.
Для педагога:
Повысить профессиональный рост педагога, его теоретический уровень;
Внедрить современные формы и методы работы по интеллектуальнопознавательному развитию воспитанников.
Для родителей:
Активизация участия родителей в познавательном развитии ребенка.
Способы фиксации результатов
Проведение психологической и педагогической диагностики в конце учебного
года. (диагностические материалы Приложение 1)
Учебно - тематический план
№
п/п
Название разделов, тем
Количес
тво
занятий
1
Вводное занятие.
Повторение правил
поведения на занятиях
Волшебная считалка
Математические корзинки
1
30
15
15
1
30
10
20
Магнолик удивляет
Малыша Гео
Двухцветный квадрат
Цветок исполняет
желания
Двухцветный квадрат
Артисты Цифроцирка
Двухцветный квадрат
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
Фокусы Лисы Восьмерки
Двухцветный квадрат
1
30
10
20
2
3
4
5
6
Количество часов
Всего Теория Практика
Формы
организа
ции
занятий
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
Формы
аттеста
ции
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
5
У девочки Дольки
появились цветы
Двухцветный квадрат
Команда корабля
отправилась в плавание
Четырёхцветный квадрат
Помощь командыкорабля
Девочке Дольке
Четырехцветный квадрат
Друзья делят фигуры
Квадраты (Двухцветный
четырёхцветный)
Серия
«Чудо-головоломки»
Чудо-крестики-2
Серия
«Чудо-головоломки»
Чудо-крестики-3
Игры Медвежонка
и Китёнка
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
1
30
10
20
14
Великая тайна Кота
Филимона
1
30
10
20
15
Цирковое представление
в Буквоцирке
1
30
10
20
16
Зверята собирают грибы
в лесу
Прозрачные цифры
забавные цифры
Гусеница Фифа угощает
Лопушка грибами
1
30
10
20
1
30
10
20
18
Игры Малыша Гео
1
30
10
20
19
Краб Крабыч украшает
Чудо-острова
1
30
10
20
20
Геоконт
1
30
10
20
21
Украшения
Гусеницы Фифы
1
30
10
20
22
Как Лопушок ловил
муху
1
30
10
20
23
В Буквоцирке
1
30
10
20
7
8
9
10
11
12
13
17
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
6
появились новые артисты
24
Друзья катаются с
горки
1
30
10
20
25
Комната теней
1
30
10
20
26
Пчёлка Жужа рисует
картинку
1
30
10
20
27
Читайка на шариках
2
60
20
40
28
Задачи Ворона
Метра
1
30
10
20
29
Читайка на шариках
1
30
10
20
30
Новые загадки
1
30
10
20
31
Шнур «Затейник»
1
30
10
20
32
Как зверята заполняли
корзинки Магнолика
1
30
10
20
33
Шнур «Затейник»
1
30
10
20
34
Гусеница Фифа
учится читать
2
60
20
40
35
Как в фиолетовом лесу
поздравляли девочек
1
30
10
20
36
Квадрат
Воскобовича двухцветный
1
30
10
20
37
Занятия в Школе
Волшебства
1
30
10
20
38
Замок Превращений
Шнуровки
2
60
20
40
39
Чудо - крестики
(Снеговик, Яблонька,
Парусник,Ромашка)
Игры Пчёлки Жужи
1
30
10
20
1
30
10
20
40
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
7
с Крутиком По
41
Крутик По ищет
жителей Чудо -островов
1
30
10
20
42
На арене Цифроцирка
2
60
20
40
43
Крокодил – канатоходец и
Крыска – силачка
1
30
10
20
44
Как эхо привело
Ворона метра в
Буквоцирк
В Замке Превращений
встреча нежданных
Гостей
Девочка Долька и
Красивая бабочка
2
60
20
40
1
30
10
20
2
60
20
40
47
Необычная яблонька
в Фиолетовом лесу
2
60
20
40
48
Незримка Всюсь получил
Оригинальный подарок
1
30
10
20
49
Фокусы Филимона
Коттерфильда
2
60
20
40
50
Б ук во ц и рк
1
30
10
20
51
Артисты Цифроцирка
оказались в Замке
Превращений
Геоконт
1
30
10
20
2
60
20
40
53
В замке Превращений
готовят праздничный обед
1
30
10
20
54
Волшебные
веревочки
2
60
20
40
55
Паучку Юку снится
странный сон
1
30
10
20
56
Геоконт
2
60
20
40
45
46
52
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
8
57
58
59
60
Математические корзинки
Квадрат Воскобовича
(двухцветный)
Крутик По и Малыш Гео
попали в
неприятную ситуацию
Как Ворон Метр
снимал Фильм в
Фиолетовом лесу
Открытое занятие
Путешествие по
Фиолетовому лесу
Итого
1
30
10
20
1
30
10
20
2
60
20
40
1
30
10
20
72
36
10
26
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
Игровое
занятие
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Беседа,
наблю
дение
Содержание программы
Месяц/
№
занятия
Сентябрь
№1
Тема занятия
Задачи
Игры
Вводное занятие
Повторение правил поведения на
занятиях. Игры со знакомыми
детям играми по желанию
№2
Математические
корзинки
Волшебная
считалка
№3
Двухцветный
квадрат.
Магнолик
удивляет Малыша
Гео.
Октябрь
Цветок исполняет
желания
Двухцветный
квадрат.
В процессе игры дети закрепляют
количественное и порядковое
значение числа.
Учатся устанавливать отношения
между группой предметов
«больше» «меньше», учатся
добавлять иубавлять. Учатся
определять пространственное
положениепредметов
Продолжить знакомство с игрой.
Знакомитьсо свойствами
предметов: (размер, форма,
сторона, угол, вершина). Уточнить
представления о форме: (квадрат,
прямоугольник, треугольник)
развивать умения составлять
цифры из палочек
Развивать умения складывать
фигуру путём перемещения частей
в пространстве. Учить соотносить
свойства предмета с
предложенным образцом,
выполнять задание по схеме
сложения фигур.
Квадрат Воскобовича»
(двухцветный)
«Разноцветные
веревочки»
«Геоконт»
«Игровизор»
Шнур «Затейник»
Математические
корзинки, малыш Гео
«Чудо-крестики»
№1
.
«Фиолетовый лес» с
использованием сказки
«Тайна Квадратика»,
конструктор цифр
«Волшебная восьмёрка»
Знакомство со сказкой.
«Чудо-крестики»
Лепестки
9
Артисты
Цифроцирка
Двухцветный
квадрат.
№2
№3
№4
№5
№6
Фокусы Лисы
Девятки
Двухцветный
квадрат.
У девочки Дольки
появились цветы.
Двухцветный
квадрат.
Команда корабля
отправилась в
плавание.
Четырёхцветный
Квадрат
Помощь команды
корабля Девочке
Дольке.
Четырехцветный
квадрат
№7
Друзья делят
фигуры.
Квадраты
(Двухцветный,
четырёхцветный)
№8
Серия
Чудо-головоломки
Развивать умения называть
порядок цифр в числовом ряду,
конструировать цифры из
конструктора.
Учить устанавливать связи и
зависимости между группами
предметов по количеству углов и
сторон.
Развивать умения отсчитывать
заданное количество предметов,
действовать с числами.
Учить складывать предметные
формы по схемам. Запоминать
алгоритм действий в
конструировании
Развивать умения составлять
целое из разного количества
частей, называть полученное
число.
Учить конструировать фигуры по
собственному замыслу, Уметь
объяснить последовательность
работы, дать словесную
инструкцию.
Развивать координацию действий
«глаз-рука», глазомер, умения
определять высоту предметов и их
порядковый номер.
Предложить описать возможности
нового квадрата (сходство,
различие с двухцветным
квадратом)
Развивать умения составлять
целое из разного количества
частей по условиям, достраивать
фигуры в соответствии со схемой.
Знакомство с новыми
персонажами (Шуты) Учить
складывать фигуры по схеме и
заданным условиям
Развивать умения находить
геометрические фигуры по
признакам
( цвет и форма), решать задачи на
пересечение множеств.
Учить применять полученные
навыки при решении задачи,
подбирать нужных персонажей,
придумывать приключения
героев.
Продолжаем осваивать
конструктор.
Забавные цифры,
конструктор цифр,
прозрачные цифры
Поддерживать желание
ребенка придумать
сказку,приключение,
записать придуманное
ребенком.
Лиса-фокусница, Чудоцветик Поддерживать
желанияребенка
придумать свои приемы
сложенияфигур.
Девочка Долька, «Чудокрестики» Чудо-цветик
Сказочная область
«Фиолетовый лес».
Встреча с персонажем
вороном - Метром.
Кораблик «БрызгБрызг»Гусь и Лягушки
квадраты
Девочка Долька
Гусь иЛягушки
Чудо-цветик,
Геоконт и квадрат
Персонажи игры
приходят в гости из
Фиолетового леса
«Чудо-крестики»
шнур- «Затейник»
пчёлка Жужа
Медвежонок и Китёнок
Тимошка
«Чудо - крестики»
10
«Чудо-крестики»
№9
Чудо-головоломки
«Чудо-крестики»
№10
Чудо-головоломки
«Чудо-крестики»
Ноябрь
№1
«Чудо-крестики»
«Чудо-крестики»
№2
Игры Медвежонка
и
Китёнка
Великая тайна
Кота Филимона.
№3
№4
Цирковое
представление в
Буквоцирке.
№5
Зверята собирают
грибы в лесу.
Прозрачные
цифры, забавные
Цифры
«Волшебная
восьмерка»
№6
Прозрачные
цифры, забавные
цифры
«Волшебная
восьмерка»
Учить сортировать фигуры по
заданному условию. Развивать
тактильные ощущения
Учить конструировать по схеме,
соотнося размер схемы и
постройки видеть разницу, уметь
соотнести между собой.
Учить конструировать фигуры по
замыслу. Воспитывать творческое
воображение развивать мелкую
моторику, формировать умение
анализировать, составлять схему
Учить конструировать фигуры по
замыслу. Воспитывать творческое
воображение развивать мелкую
моторику, формировать умение
анализировать, составлять схему
Развивать умения составлять
силуэты из частей по схеме,
конструировать контуры по
точкам координатной сетки
Развивать умения конструировать
букву из частей, находить
геометрические фигуры.
Развивать умения составлять
буквы из частей,
трансформировать одни буквы в
другие, придумывать слова на
заданную букву.
Развивать внимание, память,
умение анализировать, развивать
монологическую речь.
Развивать умения понимать
отношения чисел в числовом ряду,
действовать с числами.
Учить составлять цифры от 0 до10
по заданным условиям. Развивать
умение определять
пространственное отношения
элементов.
Развивать память, внимание, речь
Развивать умения понимать
отношения чисел в числовом ряду,
действовать с числами.
Учить составлять цифры от 0 до10
по заданным условиям. Развивать
умение определять
пространственное отношения
элементов.
Развивать память, внимание, речь.
«Чудо – крестики»
«Чудо – крестики»
Чудо «Чудо – крестики»
Геоконт
«Чудо – крестики»
Пчёлка Жужа
Краб Крабыч
Конструктор букв
Кот Филимон
Коттерфильд
и Крутик По
Сказочная область
Фиолетовый лес
Знакомство с новым
персонажем
«Магноликом»
Конструктор букв
«Чудо –соты»
Кот Филимон
Герои Цифроцирка
прозрачные цифры
Математические
корзинки
Герои Цифроцирка
прозрачные цифры
Математические
корзинки
11
№7
№8
Декабрь
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
Гусеница Фифа
угощает Лопушка
грибами
Развивать умения действовать с
числами, конструировать по
координатным точкам
Учить создавать словесные
модели цифр первого десятка.
Игры Малыша Гео
Учить составлять цифры 1-10
путем наложения карточек с
составными частями. Развивать
умения мысленно
целостный образ предмета
объяснять свои действия
Краб Крабыч
Развивать умения придумывать и
украшает
составлять из палочек цифру и
Чудо-острова
разные предметные силуэты,
называть их
Геоконт.
Порядковый счет в пределе 10,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ, право, лево)
Украшения
Развивать умения определять и
Гусеницы Фифы.
называть порядковый номер,
ориентироваться на плоскости.
Знакомство с конструктором.
Разучивание считалки
Как Лопушокловил Развивать умения решать задачина
муху.
поиск фигур-головоломок,
конструировать из них домик по
схеме и словесной конструкции
В Буквоцирке
Развивать умения выделять
появились новые
первую букву в словах, составлять
артисты.
букву из частей. Учить при
помощи игрового пособия
выстраивать изображениепо
словесной формуле и переносить
изображение на Геоконт.
развивать внимание,
пространственное мышление,
зрительный ориентир
Геоконт
Порядковый счет в пределе 10,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ,право, лево)
Друзья катаются с
Развивать умения называть
горки.
признаки сезона, придумывать и
Геоконт
рассказывать о сказочной зиме,
находить фигуры по форме,
сравнивать их между собой.
Игра Математические
корзинки
Геоконт
Забавные цифры
Гусеница Фифа
Прозрачные цифры
Конструктор цифр
Квадраты
Малыш Гео
Ворон Метр
«Фиолетовый лес»
Конструктор цифр
«Чудо - соты»
Краб Крабыч
Геоконт
Забавные цифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
Конструктор буквы
Прозрачная цифра
пособие Лепестки
Гусеница Фифа
«Чудо-крестики»
Геоконт
Игровизор
Лопушок
Конструктор букв
Геоконт
персонажи буквоцирка (
Арлекин, Орлекин и тд)
Геоконт
Забавные цифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
Фиолетовый лес
«Чудо-крестики»
Геоконт
Сказочныеперсонажи
12
Геоконт
№8
Геоконт
Январь
№1
№2
Геоконт Комната
теней
№3
Пчёлка Жужа
рисует картинку
№4
№5
Как зверята
заполняли
корзинки
Магнолика
Шнур затейник
№6
Гусеница Фифа
учится читать
№7
Квадрат
Воскобовича
Продолжить осваивать
конструктор, составлять фигуры
по образцу, по замыслу,
переносить на бумагу,
заштриховывать не выходя за
линии, давать словесное описание.
Порядковый счет в пределе 10,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ,право, лево)
Порядковый счет в пределе 10,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ, право, лево)
Продолжать знакомить с
конструированием различных по
сложности фигур, создавать
сюжетную композицию,
придумывать сказку.
Развивать умения составлять
предметный силуэт по схеме,
понимать вертикальную линию
симметрии
Развивать умения решать
логические задачи на поиск фигур
по признакам, обводить силуэты
на листе бумаги, дорисовывать
изображение
Развивать умения понимать
отношения чисел в числовом ряду,
определять состав десяти издвух
меньших
Продолжать игры со шнуровками.
Поддерживать выполнение
самостоятельно придуманных
заданий. Развивать мелкую
моторику, координацию глаз-рука
Развивать умение находить
зеркально написанные буквы,
понимать смысл прочитанных
слов, составлять из букв слова.
Находить фигуры по признакам.
Учить конструировать фигуры по
собственному замыслу, Уметь
объяснить последовательность
работы, дать словесную
инструкцию.
Геоконт
Забавныецифры
Весёлые фигурки
Паук Юк.
Геоконт
Забавныецифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
«Фиолетовый лес»
квадрат Воскобовича
Игровизор
Малыш Гео
Краб Крабыч
«Чудо-крестики»
Игровизор
фломастеры
Пчелка Жужа
Математические
корзинки
Забавныецифры
Магнолик
Шнур - «Затейник»
Прозрачный квадрат
Прозрачные буквы и
цифры
Лапушок и Гусеница
Фифа
Квадрат Воскобовича
13
№8
Как в фиолетовом
лесу поздравляли
девочек. Квадрат
Воскобовича
Развивать умения конструировать
букву из частей по схеме,
составлять слово из букв,
придумывать и конструировать
силуэт «цветок», похожий на
сказочного героя
Март №1
Занятия в Школе
Волшебства
Чудо - крестики
№2
Замок
Превращений.
Шнуровки.
№3
Чудо-крестики
(Снеговик,
Яблонька,
Парусник,
Ромашка)
Игры ПчёлкиЖужи
с Крутиком По
Развивать умения придумывать
слова из заданных букв,
определять предмет по его части,
понимать классификацию
транспорта. Учить работать в паре
при составлении фигур по схемам.
Развивать умения сравнивать,
анализировать. Развивать
зрительную память,
пространственное мышление
Формировать умения решать
задачи на складывание фигур
разного цвета путём
трансформации, поиск фигур по
признакам. Развивать мелкую
моторику, усидчивость, умение
работать по образцу, развивать
эстетический вкус.
Развивать мелкую моторику,
усидчивость, умение работать по
образцу, развивать эстетический
вкус.
№4
№5
Крутик По ищет
жителей Чудоостровов
№6
На арене
Цифроцирка
Развивать умения решать задачу
на ориентировку в пространстве
составлять предметный силуэт по
схеме, понимать алгоритм
расположение частей на игровом
поле, придумывать цветы
заданного цвета, предположения.
Высказывать предположения.
Развивать умения решать задачина
поиск фигур по признакам,
придумывать действие за
сказочного персонажа и
рассказывать о них,
конструировать контур по точкам
координатной сетки, придумывать
на что похоже изображение.
Развивать умения считать на слух,
определять цифру по числу и
словесной модели, понимать
алгоритм расположения частей на
игровом поле, определять
направление движения,
Конструктор букв
Шнур – «Затейник»
Забавные буквы
Девочка Долька
Гусеница Фифа
Пчёлка Жужа
Кот Филимон
«Фиолетовый лес»
Ромашка
«Чудо- крестики»
Прозрачная цифра
Змейка
Шнуровки
«Чудо-крестики»
Чудо-цветик
КрутикПо
пчёлка Жужа
«Чудо-крестики»
Геоконт
Коврограф «Ларчик»
Крутик По
Мишка
Каррчик и Тимошка.
«Волшебная восьмёрка»
шнур-«Затейник»
Забавные цифры
схема
14
№7
Геоконт
№8
Крокодил –
канатоходец и
Крыска – силачка
Апрель
№1
Как эхо привело
Ворона метра в
Буквоцирк
№2
В Замке
Превращений
встреча
нежданных гостей
№3
Девочка Долька и
Красивая бабочка
№4
Девочка Долька и
Красивая бабочка
№5
Необычная
яблонька в
Фиолетовом лесу
предлагать варианты решения
проблемной ситуации
Порядковый счет в пределе 20,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ,право, лево)
Развивать умения считать на слух,
определять цифру по числу и
словесной модели, понимать
алгоритм расположения частей на
игровом поле, определять
направление движения,
предлагать варианты решения
проблемной ситуации
Развивать умения вышивать слово
по схеме, определять любимую
букву персонажа, конструировать
её контур, конструировать
предметные силуэты,
рассказывать о своих желаниях.
Развивать умения решать задачи
на складывание геометрических
фигур разной формы и цвета ,
рисовать контур квадрата по точка
координатной сетки, делитьфигур
на части, решать задачу на
сравнение их по размеру, вовлечьв
беседу на тему « Нежданные
гости»
Развивать умения решать задачи
понимать отношение «частьцелое», делить части на группы,
составлять из них силуэт,
ориентироваться в пространстве,
предлагать варианты решения
проблемной ситуации,
конструировать картинки
Развивать умения решать задачи
понимать отношение «частьцелое», делить части на группы,
составлять из них силуэт,
ориентироваться в пространстве,
предлагать варианты решения
проблемной ситуации,
конструировать картинки
Развивать умения решать задачи
на поиск геометрических фигур по
признакам, понимать алгоритм
расположения фигур на игровом
поле, составлять слова из
Геоконт
Забавные цифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
«Волшебная восьмёрка»
шнур-«Затейник»
Забавные цифры
схема
Геоконт
шнур – «Затейник»
Прозрачный Квадрат
Кот Филимон
Ворон
Квадрат Воскобовича
Геовизор
листы бумаги и
фломастеры.
Чудо-цветик
«Чудо- крестики»
Прозрачные цифры и
буквы
Цветные квадраты
Долька
Лапушок
Фифа
Чудо-цветик
«Чудо- крестики»
Прозрачные цифры и
буквы
Цветные квадраты
Долька
Лапушок
Фифа
Яблонька
Крутик По
Пчёлка Жужа
15
№6
Необычная
яблонька в
Фиолетовом лесу
№7
Незримка Всюсь
получил
оригинальный
подарок
№8
Фокусы кота
Филимона
Коттерфильда
№9
Буквоцирк
№10
Артисты
Цифроцирка
оказались в Замке
Превращений
Май
№1
Геоконт
№2
В замке
Превращений
готовят
праздничный обед
заданных букв, придумывать
характеристики сказочному
предмету.
Развивать умения решать задачи
на поиск геометрических фигур по
признакам, понимать алгоритм
расположения фигур на игровом
поле, составлять слова из
заданных букв, придумывать
характеристики сказочному
предмету.
Развивать умения решать задачу
на составление силуэтов разного
цвета путём наложения пластинок
друг на друга, придумывать и
конструировать силуэт или
картинку из частей, создавать
контур предмета по рисунку.
Развивать умения составлять
слоги из букв. А из слогов – слово.
Называть животных одной среды
обитания, конструированиеих
силуэтов из частей,
придумывать загадки.
Развивать умения вышивать слово
по схеме, определять любимую
букву персонажа, конструировать
её контур, конструировать
предметные силуэты,
рассказывать о своих желаниях.
Развивать умения располагать
цифры в порядке возрастания
значения. Решать арифметические
задачи на сравнение чисел и
состав числа десять, придумывать
прилагательные,
характеризующие предмет,
предлагать варианты решения
проблемной ситуации
Порядковый счет в пределе 10,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ,право, лево)
Развивать умения складывать
фигуры по схеме и собственному
желанию, рассказывать о
назначении предмета, рисовать
геометрическую фигуру по
словесному описанию её
Яблонька
Крутик По
Пчёлка Жужа
Прозрачная цифра,
Геоконт
«Чудо- крестики»
Малыш Гео,
Лопушок
Незримка Всюсь
Мишик
Жужа
Чудо – цветик
Кот Филимон
Теремки Воскобовича
Геоконт
шнур«Затейник»
Прозрачный квадрат
Кот Филимон
Ворон Метр
Математические
корзинки
шнур- «Затейник»
Геовизор
Забавные артисты
Цифроцирка
Геоконт
Забавные цифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
Квадрат Воскобовича
Конструктор букв
Змейка
Прозрачнаяцифра
Прозрачный квадрат
Игровизор
16
№3
Май
№4
№5
№6
№7
№8
признаков, придумывать и
составлять картинку из пластинок
путём наложения их друг на друга
Волшебные
Развивать мелкую моторику,
веревочки
усидчивость, умение работать по
образцу, развивать эстетический
вкус.
Паучку Юку
Развивать умения выкладывать
снится странный
контур геометрической фигуры по
сон
точкам координатной сетки,
видоизменять одни
геометрические фигуры в другие,
составлять фигуры головоломки
из разных частей, выкладывать из
них диагональный ряд,
высказывать свои предположения.
Геоконт
Порядковый счет в пределе 20,
учить выкладывать фигуры,
изменяя их форму путем
добавления сторон, углов, меняя
цвет, местоположение на
плоскости (верх, низ,право, лево)
Крутик По и
Развивать умения выбирать ряды
малыш Гео попали и играть в них, понимать алгоритм
в неприятную
расположения частей наигровом
ситуацию.
поле составлять
предметный силуэт из пластинок
по схеме и правилам, называть
фрукты заданного цвета,
видоизменять силуэт,
придумывать положительные и
отрицательные стороны в
предмете после еговидоизменения.
Как Ворон Метр
Развивать умения придумывать и
снимал Фильм в
конструировать сюжетную
Фиолетовом лесу
картинку из частей по теме,
придумывать по ней рассказ,
выкладывать контур по точкам
координатной сетки, переносить
изображение на лист бумаги
дорисовывать его до предметного
контура.
Итоговая
Диагностика развития
диагностика
психических процессов
Шнуровки
Геоконт
«Чудо- крестики»
Схема лесенки
Паук Юк
ворон Метр
Геоконт
Забавные цифры
Весёлые фигурки
Паук Юк
Прозрачный квадрат
Малыш Гео
КрутикПо
«Чудо-крестики»
Геоконт
Геовизор
Квадрат Воскобовича
Забавные буквы
Забавные цифры
персонажи
Фиолетового леса.
Приложение 1
Методическое обеспечение программы
Методы и приемы:
Игровые приемы:
манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
17
Практические приемы:
манипуляция, превращение, складывание, выбор, складывание, показ, совместные
действия, сравнение.
Словесные приемы:
диалог с игровыми персонажами, объяснение, описание, рассказ, сказка,
уточнение, стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка, саморефлексия);
игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении
материала).
Принципы построения занятий кружка.
Системность.
Учёт возрастных особенностей детей.
Дифференцированный подход.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.
Принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Поэтапное использование игр.
Гуманное сотрудничество педагога и детей.
Высокий уровень трудности.
Материально-техническое обеспечение
Материалом являются развивающие игры и пособия «Развивающие игры
Воскобовича»:
- Развивающая среда «Фиолетовый лес» на стене;
- Коврограф «Ларчик»;
- персонажи фиолетового леса;
- геоконт;
- квадраты Воскобовича;
- «Чудо-соты»;
- «Чудо-крестики»;
- «Волшебная восьмерка»;
- Шнур «Затейник».
- канцелярские принадлежности( карандаши, бумага, клей, краски, ножницы и
другое)
- разнообразные методические пособия.
Условия реализации программы:
1.Ознакомление и изучение специальных технологий;
-владение формами и методами работы с дошкольниками.
2.Организация развивающей предметной среды:
18
-создание единого сказочного пространства (Фиолетовый лес) для проведения
занятий;
-оснащение комплектами игр и игровых пособий.
3.Организация педагогического процесса с детьми:
-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении,
независимо от реализуемой программы.
Кадровое обеспечение
Программу реализует Бобылева Оксана Викторовна, воспитатель первой
квалификационной категории. Имеет высшее образование (Государственное
образовательное
учреждение
высшего
профессионального
образования
«Читинский государственный университет», 2011 г), работает воспитателем в
МДОУ Широкинский детский сад, педагог дополнительного образования по
совместительству.
Формы аттестации/контроля
Текущий контроль осуществляется педагогом, практически, на каждом занятии
в форме педагогического наблюдения и результатов продуктивной деятельности.
Контроль
уровня
достижения
планируемых
предметных
результатов
осуществляется два раза в год. Начальный контроль в начале учебного года в
сентябре и итоговый в конце учебного года в мае. (Приложение 1)
Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу. (Приложение 2)
Список литературы
Литература для педагога:
1. Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ» Воронеж Метода 2013.;
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Сказочные лабиринты игры». СПб 2007.;
3. Воскобович В.В., Харько коврограф Т.Г. «Ларчик» (методическое пособие). СПб
207.;
4. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Геовизор». СПб 2007.
5. Крулехт М.В. «Предметный мир вокруг нас».СПб,2006.;
6. Михайлова, З.А. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного
возраста» [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина. - Изд.: Детство-Пресс,
2011 г. - 80 с.: ил.;
7. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст] / З.А.
Михайлова. - М.: Просвещение, 1990. - 94 с.;
8. Интернет – ресурсы.
Для детей и родителей:
19
1. Воскобович В.В. «Сказка о прозрачном квадрате». СПб 2006.
2. Воскобович В.В. «Сказка об удивительном Геоконте». СПб 2007.;
3.Воскобович В.В. «Сказка об удивительных приключениях – превращениях
квадрата».СПб 2007.;
4. Интернет – ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Содержание и процедура проведения диагностического обследования
детей 6-7 лет
Задание 1. «ДОРИСУЙ ФИГУРЫ»
Цель: определение особенностей развития креативности у ребёнка
дошкольного возраста.
Стимульный материал: опросный лист – половина А 4, в центре изображения
фигур (5 фигуры, составленные из элементов игры «Логоформочки 5» или игры
«Прозрачный квадрат»), карандаши.
Процедура проведения: ребёнку предлагается фигурки превратить в образы.
Подумать, какую картинку он сможет из них сделать, и дорисовать так, как не смог
бы никто. Постараться, чтобы рисунки были необычными. После того как ребёнок
дорисовал, спросить, что именно он изобразил (название записывается на
обратной стороне листа). Каждая фигура оценивается отдельно (0 – низкий
уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень).
Критерии оценке результатов:
0 баллов (низкий уровень) – отказ, к фигуре ничего не дорисовано.
4 баллов (средний уровень) – созданы образы, которые являются основой
рисунка, образы плохо разработаны, схематичны.
10 баллов (высокий уровень) – образцы разработаны, содержат в себе
несколько деталей, образ фигур является второстепенной частью рисунка.
(Приложение № 4 – «Стимульный материал к заданию «Дорисуй фигуры»).
Задание 2. «СТРЕЛОЧКИ»
Цель: определение сформированности ориентировке в пространстве,
особенностей цветового восприятия.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором изображены стрелочки,
имеющие сложное направление – вверх вправо, вверх влево, вниз вправо, вниз
влево.
Процедура проведения: ребёнку предлагается закрасить синим цветом
стрелочку, имеющее направление «вверх вправо», зелёным цветом – имеющее
направление «вверх влево», красным цветом – «вниз влево», жёлтым цветом –
стрелочку по направлению «вниз вправо».
Критерии оценки результатов:
1 балл (низкий уровень) – до 3 ошибок.
20
3 балла (средний уровень) – 2 ошибки.
5 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.
(Приложение № 5 «Стимульный материал к заданию «Стрелочки»).
Задание 3. «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»
Цель: диагностика ориентировки в пространстве, умение на слух
воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на
направление.
Стимульный материал: игра «Шнур-Малыш», шнурок.
Процедура проведения: обучение: на дощечке три строки (верхняя, средняя и
нижняя), три столбца (первый, второй и третий). Счёт слева направо. Основные
приёмы: шнурок выныривает и ныряет, огибает кнопки. «слушай меня и следи за
моими подсказками: шнурок выныривает из первой кнопки в первом ряду в
средней строке». Далее ребёнок выполняет шнуровку по словесной инструкции:
«Два шага вправо, один шаг вверх, один шаг влево, два шага вниз, один шаг
влево».
Критерии оценки результатов:
1 балл (низкий уровень) – ребёнок плохо ориентируется в направлении
движения.
2 балла (средний уровень) – задание выполнено, но допущены неточности,
потребовалась помощь взрослого.
3 балла (высокий уровень) – выполнено без ошибок.
Задание 4. «ПОВТОРИ РИСУНОК СИММЕТРИЧНО»
Цель: диагностика уровня развития наглядно - действенного мышления,
организация деятельности у детей, умение действовать по образцу, анализировать
пространство.
Стимульный материал: 6 матриц без рамки, квадраты из игры «Прозрачный
квадрат», простой или чёрный карандаш.
Процедура проведения: задание заключается в том, чтобы в пустых квадратах,
представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображённые на
этом же рисунке слева.
Критерии оценки результатов:
1 балл (низкий уровень) – ребёнок за 10 минут не смог заштриховать ни одной
пары, симметрия фигур отсутствует, фигуры не менее чем на одну четверть
заштрихованы.
2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 10 минут, но в его
работе имеется хотя бы один из следующих недочётов: почти во всех парах фигур
левого и правого ряда не соблюдена симметрия, контуры некоторых фигур
отличаются от оригиналов на величину до 0,5 мм.
3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 10 минут выполнил всё задание, то
есть нарисовал в пустых матрицах все шесть фигур, соблюдая симметрию.
Задание 5. «ПРОДОЛЖИ РЯД»
Цель: диагностика степени развития логического мышления, способности
ребёнка улавливать закономерность в следовании предметов, продолжать
логический ряд.
21
Стимульный материал: приложение к «Игровизору» - «Игровой калейдоскоп
1» (лист 2), пластинки из игры «Прозрачный квадрат».
Процедура проведения: на листе дан ряд из трёх картинок – необходимо найти
закономерность и нарисовать четвёртую.
Критерии оценки результатов:
1 балл (низкий уровень) – ребёнок работал более 5 минут, не смог
самостоятельно найти закономерность, потребовалась помощь взрослого.
2 балла (средний уровень) – ребёнок выполнил задание за 5 минут, но в его
работе имеется хотя бы один из следующих недочётов: допускал неточности в
закономерности, почти во всех матрицах правого ряда не соблюдена симметрия,
контуры некоторых фигур отличаются от оригиналов на величину до 1,5 мм.
3 балла (высокий уровень) – ребёнок за 5 минут выполнил задание, то есть
нашёл закономерность и нарисовал в пустых матрицах четвёртую фигуру,
соблюдая симметрию.
(Приложение № 6 «Стимульный материал к заданию «Продолжи ряд»).
Задание 6. «КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО СХЕМЕ»
Цель: диагностика наглядно - действенного мышления, организация
деятельности, умение действовать по образцу, анализировать пространство.
Стимульный материал: игра «Чудо – Крестики 2», альбом со схемами или
схематичными рисунками в уменьшенном размере, трафарет к игре «Чудо –
Крестики 2».
Процедура проведения: ребёнку показывают изображение предмета,
состоящее из деталей игры «Чудо – Крестики 2», предлагают самостоятельно
выложить точно такое же изображение, пользуясь схемой в уменьшенном виде с
разметкой.
Критерии оценки результатов:
0 баллов (низкий уровень) – ребёнок не справился с заданием.
1 балл (средний уровень) – ребёнок не справился с заданием самостоятельно,
потребовалась помощь взрослого.
2 балла (высокий уровень) – ребёнок справился самостоятельно с заданием.
Задание 7. «ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Цель: выявление степени развития речевых способностей ребёнка.
Стимульный материал: лист бумаги с изображением персонажей
Фиолетового леса – Малыша Гео, Ворона Метра, Гусеницы Фифы, Медвежонка
Мишика, Девочки Дольки.
Процедура проведения: придумать сказку о предложенных героях.
Критерии оценки результатов:
1 балл (низкий уровень) – 1-2 простых предложения.
2 балла (средний уровень) – сюжет отсутствует; сказка состоит из набора
простых предложений (не менее 5-6).
5 балла (высокий уровень) – персонажи имеют названия и имена, объединены
единым сюжетом сказки; в сказке не менее 6-7 предложений, есть
сложносочиненные предложения.
22
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Ф.И.
«Дорисуй
фигуры»
«Стрелочки»
«Графический
диктант»
«Повтори
рисунок
симметрично»
«Продолжи
ряд»
«Конструирование
по схеме»
«Придумай
сказку»
Итого:
23