Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Цели и задачи программы 5 3. Принципы и подходы к формированию программы 6 4. Ожидаемые результаты 7 5. Формы реализации программы 7 6. Учебно-тематическое планирование 8 7. Содержание программы 8 9. Взаимодействие с семьями 9 10 Условия реализации программы 10 11 Список литературы 21 12 приложение 22 1 I. Целевой раздел Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. Д.С. Лихачев 1.Пояснительная записка Программа дополнительного образования «Краеведческая азбука» составлена на основе примерной образовательной программы «ДЕТСТВО» под редакцией Т. П. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами: - Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п. 4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42 - Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - СанПиН 2020г «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Направление программы – туристско-краеведческое. Актуальность. Любовь маленького ребёнка –дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, селу. Знание о той земле, на которой ты живешь – нужная, первоочередная задача. Со знаний о малой Родине и любви к ней начинается любовь к своей Отчизне. Известно, дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Педагогическая целесообразность. Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой. Ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко–культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. При этом очень важно привить детям 2 чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Программа предназначена для изучения основ краеведения Забайкальского края и является национально –региональным компонентом. Богатейший материал о крае ( районе) позволит дошкольникам расширить свой кругозор и с любовью относиться ко всему, что их окружает. Также программа направлена на расширение познавательной сферы детей: знакомство с фольклором, играми, традициями и обычаями народов Забайкалья. Приобщение детей разных национальностей, живущих в Забайкалье, к культуре коренных жителей станет одним из источников духовного обогащения. Посредством реализации данной программы обеспечивается историческая преемственность поколений, сохраняются и развиваются национальные культуры, согласно этнического состава групп. Таким образом, эффективному освоению краеведческого содержания способствует постановка детей в активную исследовательскую деятельность. Это осуществляется за счет активизации мыслительных процессов и воображения. Среди разнообразных признаков проявления интереса у дошкольника наиболее общими являются: эмоциональные проявления, действенность представлений, интеллектуальная и творческая активность, индивидуальные предпочтения. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включаются ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, в явлениях общественной жизни, наконец, в явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого - к далёкому, от известного - к неизвестному, от простого - к сложному. Адресат программы: обучение по программе осуществляется с детьми 5-7 лет. Условия набора детей: зачисление на обучение ведется на основании заявлений от родителей (законных представителей) без предъявления требований к знаниям, умениям, навыкам. Количество детей в группе до 10 человек. Могут обучатся дети ОВЗ. Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один год обучения Форма занятий: очная, с использованием технологий дистанционного обучения( при не об ходимости) Режим занятий. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня. Общее количество занятий в год - 36, время занятий 25 мин. Формы обучения: исследовательский; проблемный; игровой; метод проектов. 2. Цели и задачи программы 3 Цель: расширение представлений детей о Забайкальском крае посредством использования краеведческого материала. Задачи: Образовательные: 1.Углубить и уточнить представление о Забайкалье через знакомство с родным краем. 2. Расширить представление о крае, истории возникновения нашего края, его освоении. 3. Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с флагом, гербом Забайкалья и родного края. 4. Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни. 5. Формировать знание о коренном населении Забайкалья (русские, буряты, эвенки и т.д.), их образе жизни, традициях. 6. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. 7. Формировать у детей знания о редких животных нашего края. Знакомить с Красной книгой. Развивающие: 1. Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места, желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих. 2. Развивать интерес к событиям, происходящим в крае и селе. 3. Развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки. Воспитательные: 1. Воспитывать чувство гордости за свое село, свой край, и его уникальные богатства. 2. Воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь. 3. Воспитывать у детей культуру труда и этику общения. 4. Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. 3. Принципы и подходы к формированию программы В основу программы положены следующие принципы: 1. Культурологический принцип положен в основу отбора содержания образования. Основная цель этого принципа – формирование системы нравственных идеалов и оценок. Именно единство ценностей составляет психологическое ядро ощущения собственной принадлежности к какому –то народу, государству. Ценности ребенок получает из культуры, в которой он рождается, не в меньшей степени, чем от внешнего физического мира. Культура опосредует его восприятие и понимание этого мира. Естественно поэтому, что источником его представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо, критериев морального выбора становится содержание культуры. Растущая, формирующая личность черпает «строительный материал» именно в культуре. Представления о добре и зле, достойном и отвратительном, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысл ребенок получает и творчески присваивает в процессах трансляции культуры. Основоположник отечественной общепсихологической культурно – исторической теории поведения и развития психики человека Л.С. Выготский подчеркивал, что «в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но и приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления». 4 Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, а с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. 2.Принцип личностно –ориентированного подхода к каждому ребенку реализуется в руководстве продуктивной деятельностью, в которой дети через творчество выражают полученные в образовательной деятельности, беседах свои впечатления. 3.Развивающий характер образования реализуется как постоянная воспитательная направленность занятий и бесед. 4.Принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов нашел отражение в отборе предлагаемого детям материала. Познавательный материал должен вызывать эмоциональный отклик. Наглядный, иллюстративный материал должен быть высокоэстетичным. Использование фрагментов кинофильмов, художественных репродукций, качественных слайдов повышает заинтересованность детей в занятии. Данный принцип методически реализован также в построении работы от познавательного процесса к продуктивному творческому, а затем к игровому. 5.Принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития. 6.Принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и детей. 7.Принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; 8.Принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. 4. Ожидаемые результаты освоения программы: Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол, фамилию. Имеет первичные гендерные представления (мужчины смелые, сильные; женщины нежные, заботливые). Называет членов своей семьи, их имена. Имеет первичные представления: об истории своей семьи (Кто такая бабушка? Кто такой дедушка?) Знает название родного села.У ребенка преобладает эмоционально – положительное отношение к малой родине. Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет). Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и на центральных улицах родного города. Проявляет любознательность по отношению к родному селу, краю, его истории, необычным памятникам, зданиям. Самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры. Сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем поселке, городе, крае. Проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона. 5. Формы реализации программы Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым блокам. Цикл занятий по знакомству с родным селом целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий - путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного 5 исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д. Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном селе, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества. Наиболее эффективно воздействие на ребенка средствами эстетического воспитания, поэтому большая роль в программе отводится изобразительной деятельности, прослушиванию литературных и музыкальных произведений. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Деню села, Забайкальского края, Дню Победы. 5.Учебно- тематический план № Название раздела Количество часов Всего Теори Практик я а 1 «Моя Родина – моё Забайкалье» 4 4 8 2 «Природа Забайкалья» 4 4 8 3 «Жители Забайкалья» 3 4 8 12 24 4 Итого Формы аттестации/контроля Викторины, выставки, конкурсы, соревнования, игры, мини проекты, праздники,концерты. 7. Содержание образовательной деятельности по реализации программы. Содержание знаний о родном крае разделено на следующие тематические блоки: I блок: «Моя Родина – моё Забайкалье» Цель: систематизация и расширение знаний детей о родном крае. Моя семья Мой поселок Мой край 6 Символика II блок: «Природа Забайкалья» Цель: формирование представлений у детей о природе Забайкальского края. Географическое положение Климатические условия Флора и фауна края Природные ископаемые III блок: «Жители Забайкалья» Цель: расширение представлений у детей о традициях и обычаях народа Забайкальского края. Коренные жители Быт, культура и традиции коренных жителей Жители современного Забайкалья Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени будет способствовать не только формированию представлений о целостной «картине мира», но и поможет овладеть «культурологическим видением», проникнуть в скрытую сущность многих явлений, понять диалектику исторических событий. Содержание данной программы реализуется через три основных блока образовательной деятельности в следующей модели: Совместная деятельность педагога с детьми Образовательная деятельность Беседы Экскурсии Эксперименты, Игровая деятельность Досуги, развлечения Чтение литературы Трудовая деятельность Слушание музыки и Музыкальных произведений Двигательная деятельность Проведение, конкурсов. Самостоятельная деятельность детей Игровая деятельность Трудовая деятельность Рассматривание альбомов, Картин художников, плакатов Изобразительная деятельность экспериментирование Творческие задания Музыкально– художественная деятельность Театрализованная деятельность Взаимодействие И сотрудничество с семьей Экскурсии Исследования Проведение праздников, развлечений Участие в конкурсах Консультации Участие в акциях Участие в организации Развивающей предметно – Пространственной среды Проекты 8. Взаимодействие с семьями воспитанников. Основная задача взаимодействия с семьями – приобщение родителей к участию в реализации программы. Вся работа направлена на сохранение преемственности традиций семейного воспитания на основе социальных, культурных и духовных ценностей и традиций отношения к семье. Формы взаимодействия с семьей: Привлечение к образовательной деятельности Акции Консультации (групповые и индивидуальные) 7 Дни открытых дверей Использование предметов информационного банка (библиотека, фонотека, видеотека) Досуги, развлечения, праздники Родительские собрания, мастер –классы Участие в тематических выставках Анкетирование Совместные экологические проекты 9. Условия реализации программы Материально – техническое и методическое обеспечение реализации программы Созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Материально – техническое оснащение и оборудование соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. - телевизор -компьютер -проектор -музыкальная аппаратура -русские-народные костюмы -альбомы с краеведческим материалом - альбом выдающиеся люди села -географические карты - книги «Мое Забайкалье» -видео записи и фильмы посвящённые истории Забайкалья - не обходимые канцелярские принадлежности для детей( цветная бумага, гуаш, краски, ножницы и многое другое) Методическое обеспечение. Создано пространство, которое используется в воспитательно-образовательных и оздоровительных целях через различные виды детской деятельности, что позволяет детям развиваться, формирует психику ребенка, знакомит с миром прекрасного, является источником знаний и опыта. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей. При организации развивающей предметно – пространственной среды в рамках реализации программы соблюдаются следующие принципы: Насыщенность Вариативность Доступность Безопасность. При реализации программы «Мой край Забайкалье». Центральным звеном в развивающей среде по ознакомлению с родным краем является центр краеведения который периодически пополняется. 1.Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим подобран материал о городе Чите и Забайкальском крае, о знаменитых земляках, природных богатствах края (стенд «Мне повезло родиться в Забайкалье»). Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге, гимне города Читы; карта Забайкальского края, где отмечены природные и ископаемые богатства Забайкальского края. 8 2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края. В соответствии с этим условием представлена карта Забайкальского края, имеются буклеты, наборы открыток, фотоальбом, пособие с образцами герба, флага. 3. Опора на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Это прослеживается в музыкальной деятельности, для чего созданы все условия: в работе с детьми используется музыкальный репертуар Забайкальских композиторов. Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования Смоленинова Марина Олеговна, воспитатель МДОУ Трубачевский детский сад. Тематическое планирование реализации программы. Тематическое планирование образовательной деятельности по реализации программы условно разделено на тематические блоки, каждый из блоков представлен несколькими темами в соответствии с возрастом дошкольников. В планировании педагогов групп содержание тем раскрывается в виде образовательных задач, средств реализации, методического обеспечения и форм проведения образовательной деятельности. Тематическое планирование . Группа старшая Сентябрь Темы деятельности по месяцам Октябрь «Осенняя пора». «Район, в котором я живу» «Мой край – Забайкалье» «Заповедные места Забайкальского края» «Моя Родина– Россия» «Птицы Забайкалья» «Забайкальская зима» «Чита – столица Забайкалья» «Наши защитники» «Животные Забайкальского края» «Народы края» «Весна в Забайкалье» Растения Забайкальского края «Как люди на Руси жили» Героические люди Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май «Я люблю свой детский сад» 9 Тематическое планирование по ознакомлению с родным краем Тема Социально – коммуникативное развитие Я люблю Продолжать Сюжетные игры: свой детский знакомство детей «Открываем сад с трудом детский сад», сотрудников «Прачечная», детского сада, их «Больница», обязанностями «Столовая», «Детский сад». Дидактические игры: «Давайте познакомимся», «Что есть в нашей Воспитывать группе», «Кому что уважения к труду нужно для сотрудников, работы?», «Ищем развивать у детей клад», «Ручеек». чувство благодарности за их заботу о детях. Осенняя пора Цель Закрепить знания детей о приметах забайкальской осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Беседа о профессиях работников детского сада, обязанностях взрослых и детей в детском саду. Экскурсия по детскому саду. Наблюдения за работой сотрудников детского сада. Рассматривание картин из серий «Кем быть?», «Мой любимый детский сад». Заучивание стихотворения о дошкольных работниках. Детский сад» С.Насауленко «Наш любимый детский сад» Чудакова, «Детский сад» Т. Волгина П/игры «Хитрая лиса», «Третий лишний», «Ловишки». Релаксационное упражнение «Овощи». Комплексы бодрящей гимнастики. Художественно – эстетическое развитие Разучивание песен гимн детского сада «Теремок», песни «Наш любимый детский сад» сл. и муз. Чудаковой «Детский сад» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко. Рисование «Мой любимый детский сад», Лепка «Участок детского сада». Аппликация «Поздравительная открытка» Конструирование «Детский сад будущего» Ручной труд «Игрушки для малышей» Дидактические Беседа «Деревья Придумывание П/игра «Осень в гости Изготовление коллажа игры «Когда это нашего участка». сказки «Что снится к нам пришла и с «Забайкальская осень» бывает?», «Сложи Беседы об дереву?» собою принесла», Рисование «Осенний картину», «Что осенних Чтение Г. Андрюк «Огород», «Рябина и наряд деревьев», «Осень в растет на грядке?», приметах. «Игра», «Совиные птицы», «Белки – лесу». «Прогулка по Целевая прогулка россказни», шишки –орехи», «А Аппликация «Ветка осеннему лесу» «Осень на участке «Листья желтые» нас дождик не рябины», «Панно из Сюжетно-ролевые детского сада». И. Соколов- намочит», осенних листьев» «Овощной Наблюдения за Микитов «Листопад». Игра Лепка «Грибы». 10 пословицы поговорки. Район, в котором я живу Мой крайЗабайкалье и магазин», неживой и живой «Консервный природой завод», Рассматривание «Путешествие осенних пейзажей зернышка». забайкальских Мимическая игра художников А. «Осень» Чернигиной, В. Форова, Калашникова. Формировать Сюжетные игры Слушание представления о «Строители», рассказов малой Родине на «Путешествие по «История основе поселку КСК», возникновения ознакомления с «Правила поселка», поселком. дорожного «Почему так Познакомить движения», названы улицы детей с историей «Пожарные», поселка». возникновения «Больница», Экскурсия по поселка, «Школа». поселку. объяснить Дидактические Экскурсия в почему он так игры: библиотеку. называется. «Дострой дом», Оформление «Кому что нужно фотоальбома для работы», «Достопримечате «Архитектор» льности поселка » Оформление фотовыставки «Поселок сегодня и вчера» Продолжать СРИ «Путешествие Беседа «Чем формировать по родному краю». отличается город интерес к «малой Презентация и посёлок», 11 «Листопадничек» «Сдуй Н. Сладков стола» «Почему ноябрь пегий», В. Бианки «Прячутся...» И.Бунин «Листопад». Пальчиковая игра «Засолка капусты» Чтение С. Маршак Почта. С.Баруздин Кто построил этот дом? М.Ильин «Машины на нашей улице» Г.Граубин Незнакомые друзья, «Мы строим, строим, строим» Л. Воронкова Заучивание стихотворения П.Н.Воронько листок со Конструирование из природных материалов «Лесовичок» Развлечение «Осень в Забайкалье». Пение: сл. и муз. З.Роот «Осенний венок», «Грустная пора», «Чудесный сон». «Мое Забайкалье» сл. М.Вишнякова, муз. Л.Аверьянова. П/игра «Хитрая лиса», Изготовление модели «Сова», «Катится поселка. яблоко в круг Рисование «Поселок хоровода», «Гуси будущего» лебеди», «Ваня, Ваня Конструирование «Дом, в простота». котором я живу» Гимнастика для глаз Коллективное рисование «Бабочка», «Мостик», «Моя родная улица». «Ветер». Пение песни «Детский сад»(сл. и муз. С.Насауленко Игра-Викторина «Их именами названы улицы» «Песня о Чите» сл. Г. Кузнецова, муз. В. Волкова «Улицы милой Читы» сл. М. Вишнякова, муз. В. Волкова. Игра подвижности «Затейники». малой Прослушивание песен «Мой город». Конкурс П/игра рисунков «Я живу в Родине». «Путешествие в Познакомить с прошлое», «Мой гербом и флагом край – Забайкальского забайкальский края. край». Д/игра «Узнай герб нашего края» Заповедные места Забайкальск ого края Моя Родина - Россия «Красная книга области», экскурсия в библиотеку, работа с картой, слушание гимна Забайкальского края Знакомить детей Сюжетные игры: Беседа «Что такое с заповедниками «Больница для заповедник, родного края; зверей», заказник» формировать «Заповедник», Экскурсия в ответственное и «Юные защитники краеведческий бережное природы» музей д/сада. отношение к Дидактические Беседа о родной природе. игры: « профессии: Строительная игра лесник, егерь, «Домик лесника» эколог. «Лучше нет родного края». Творческое рассказывание «Мой край». Пословицы и поговорки о родном крае. Чтение Г. Андрюк «Совиные россказни», М. Вишняков «Даурский багульник», Н. Ярославцев «Что привез из тайги», Г. Граубин «Четырехэтажная тайга». «Волк во рву», «Не оставайся на полу», «Гуси –гуси». Народная игра «Блуждающий мяч». забайкальском крае». Аппликация «Герб моего края». Слушание гимна Забайкальского края. П/игра «Лохматый пес», «Мы веселые ребята», «Скачет, скачет воробей», «Мыши и кот». Гимнастика для глаз «Проследи за белкой». Расширить знания детей о родной стране России, о том, что это самая большая страна; формировать Упражнение для координации речи с движением – «Небо синее в России»; пословицы и поговорки: «Человек без П/игры и игрыимитации «Бег наперегонки», «Самолеты», «Кто дальше бросит», «Саперы», «Переход границы». Рисование «Природоохранные знаки», «Исчезающие растения» Лепка «Охраняемые животные» Конструирование модели заповедника. Ручной труд «Семейка даурских ежей» Изготовление атрибутов для сюжетнодидактической игры «Заповедник». Слушание «Забайкальемое»сл. Измайлова, муз. Генделеева, «Багуловый городЧита»сл.А Неварова,Ю муз. В. Волкова, Ручной труд – «Наш флаг»; Рисование Красная площадь. Слушание гимна Российской федерации. Дидактические игры: «Найди Российский флаг» (среди флагов), «Найди Российский герб», «Узнай Российский гимн». Беседа «Моя родина Россия», «Как слушают и поют гимн». Рассматривание картин с изображением 12 представление о том, что природа нашей страны богата и разнообразна; развивать речь ребенка его эмоциональную сферу; воспитывать любовь и интерес к природе родной страны, желание больше узнать о ней. Птицы Забайкалья Рассматривание флага, карт, символов Москвы. России, края, города, иллюстраций и открыток столиц страны и края. Беседы: «Что я знаю о Москве». герба, Родины, что соловей без песни», «Всякому мила родная сторона». Беседа «Россия на шаре земном». Чтение: В. Степанов, «Наша Родина – Россия»; А. Кудрявцева, «Я живу в России», заучивание стихотворения В. Степанова «Наш флаг», Кохан Е.К. «На скрипочке ветра» Расширять у Сюжетно-ролевая Рассказ о Красной Г. Андрюк детей знания и игра «В мире книге Забайкалья, Совиные россказни представления о животных». редких, («Сорока», птицах, Дидактические исчезающих «Цапля», обитающих в игры: «Найди чей птицах. «Глухарь», Забайкалье, об домик», «Кто где Рассматривание «Вороны», «Сова», особенностях живет?» «Чей открыток «Птицы «Косач») внешнего вида, хвост?», «Чьи Забайкальского В.Бианки Лесные жизненных лапы?», «Кто что края» домишки. проявлениях, ест?» Беседы повадках птиц и «Перелетные приспособлении птицы», к среде обитания, «Пролетные о трудных и птицы», важных заботах Зимующие птиц перед птицы». долгой зимой; Наблюдения за дать понятия птицами 13 Физкультминутки и динамические паузы. П\игра с речевым сопровождением «Птички». Игра малой подвижности «Гуленьки».П/игра «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Веселый воробей», «Ласточки», «Голуби и кот». Сюжетно-ролевая игра «В мире животных». Дидактические игры: «Найди чей домик», «Кто где живет?» «Чей хвост?», «Чьи лапы?», «Кто что ест?» Сюжетно-ролевая игра «В мире животных». Дидактические игры: «Найди чей домик», «Кто где живет?» «Чей хвост?», «Чьи лапы?», «Кто что ест?» зимующие, перелетные, пролетные птицы. Забайкальск ая зима Обобщить представления детей о забайкальской зиме. Закрепить знания охарактерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе. Дидактические игры «Времена года», «Разложи по порядку», «Чего нельзя делать», «Накорми животных», «Хорошо-плохо», «Когда это бывает?», «Сложи картину» Сюжетно ролевые игры«Встречаем Новый год», «Колядки». Чита – столица Забайкалья Познакомить Игратренажер детей со «Вчера и сегодня», столицей Сюжетно-ролевые Забайкальского игры: края. «Археологи», «Путешествиена машине времени», «Поле чудес». Дидактические игры «Составь флаг», «Составь герб», «Забайкальская карусель», прилетающими на участок д/сада. Природоохранная акция «Поможем птицам» Беседы о приметах зимы в Забайкалье. Целевая прогулка «Зима на участке детского сада». Наблюдения за неживой и живой природой Рассматривание зимних пейзажей забайкальских художников А. Чернигиной, В. Форова, Калашникова. Слушание рассказов «Как появился город Чита», «Кто основал город Читу». Беседа «Заселение Забайкалья», «Почему город назвали Чита», «Современная Чита» Экскурсия по городу «Город 14 Чтение Г.Скпебицкий Четыре художника. С.Есенин «Поет зима-аукает..», Г. Андрюк «Совиные россказни» И.Соколов – Микитов «Годв лесу» П/игра «Снежная королева», «Мороз – красный нос», «Снежная карусель», «Метелица». Эстафеты: «Санный городок», «Эстафета на санках», «На одной лыже». Физкультминутки «Снеговик пропал», «В наших тепленьких сапожках», «Снежная баба». Рисование «Зима в Забайкалье» Аппликация «Зима на участке детского сада» Бумажная пластика «Заснеженные деревья» Календарно-обрядовый праздники «Крещенские вечерки». Пение: «На кудыкиной горе» сл. Ю. Черных, муз. Л.Аверьянова, «Игра в снежки» сл. В. Вишняков, муз. Л. Аверьянова. Н. Макеева «Песня о Чите», Акайкин «Столица Чита», В. Панченко «Моя Чита» В. Стародумов «Байкальские сказки» П/игра «Хитрая лиса», «Сова», «Катится яблоко в круг хоровода», «Гуси лебеди», «Ваня, Ваня простота». Гимнастика для глаз «Бабочка», «Мостик», «Ветер». Изготовление макета «Чита деревянная» Аппликация «Флаг города Чита», Лепка барельефа «Старая Чита» Конструирование «Мост через реку Читинку» «Песенка о Чите» О. Салахова Слушание «Багуловый городЧита»сл.А Неварова,Ю муз. В. Волкова, «Архитектор своего города» Игра-развлечение «Что, где, когда». Наши защитники Животные Забайкальск ого края Воспитывать уважение к людям защищающим нашу Родину – защитникам Отечества. Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат. Закрепить знания детей о диких животных, обитающих в Забайкальском Сюжетно-ролевые игры «Служба в армии», «Военные учения», «Моряки». Дидактические «Разложи и назови правильно рода войск», « Знаешь ли ты», «Что делают солдаты?», «Кто больше знает?», «воздушный десант», «Собери машину». Сюжетно-ролевая игра Телевидениепередачи «Зов тайги», «В гостях у животных», «Клуб знакомый и незнакомый» Экскурсия в краеведческий музей детского сада. Рассматривание городских пейзажей забайкальских художников, открыток. Фотовыставка «Есть такая профессия — защищать Родину» Рассматривание репродукций художников, писавших на военную тематику. Рассматривание символики Российской армии. Экскурсия в Музей боевой славы. Беседа «Где живет медведь?», «Заповедники Забайкалья» Экскурсия в 15 «Люблю тебя, Чита» сл. П. Мичурина, муз. Т. Ткаченко. Театрализованное представление «Легенды и предания Читы», композиция «Ой багул, ты мойбагул» намуз. Аверьянова Т.Д. Нужина Энциклопедия для малышей. Чудо — всюду. С .Маршак «Дуют ветры в феврале...» «Землянка» А.Митяева, «Шинель» Е Благининой, «На заставе», «Что могут солдаты» Я. Драгунский. Пальчиковые игры «Капитан», «Разминка». Гимнастика после сна «Прогулка по морю». П/игра «Конники», «Допрыгни до самолета», «Проползи по туннелю», «Кто дальше бросит», «Раз, два, три – беги!» Лепка «Животные на службе в армии» Аппликация «Праздничная открытка» Рисование «Парад военной техники» Песни: «Моряки» муз. Л.Лядовой, «Буду летчиком», «Труба» муз. Е. Тиличеевой, «Ты не бойся, мама» муз. Н. Продасова, «Родная армия» муз. А. Лазаренко, «Мой дедушка», «Бравые солдаты» муз. А Филиппенко. Викторина «Защитники Отечества» Чтение Г. Андрюк П/игра «У медведя во Рисование «Рисуем диких «Совиные бору», «Хитрая лиса», животных». россказни», «Заяц в «Охотники и звери», Техника изонить «Зайка ольховнике», «Гуси –лебеди», белый, где ты бегал?» «Изюбр и паук», «Зайцы и волк», Аппликация «Зайка в крае, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме кинопутешественн иков» Дидактические игры«Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Чей хвост (лапа, зубы)?», «Собери картинку» Краеведческий музей, зоопарк. Рассматривание картин из серии «Дикие животные» Просмотр видеофильма «Белочка и ястреб», «Кабаньи подарки», «Лиса и суслик. Н. Ярославцев «Храбрый зайчик», «Будильник»,«В берлоге», «Кто где живет». «Горелки». Физкультминутка «Медвежата», «Белки», «Волк», «Ёжик». Народы края Познакомить с национальностям и, проживающими на территории Забайкальского края, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Д/игра «Чей сувенир», «Составь узор». Ситуативный разговор «Какие народы живут в Забайкалье». Д/игра«прошлое предметов». Пальчиковая игра «Наперсток». Составление рассказов по картине «Дети народов Севера». Театрализованная игра «Мифы и легенды о земле Забайкалья». Чтение мифов, легенд. Забайкальская игра «Смех да веселье». Бурятская народная игра «Бээлэй тууха». Русская игра «Заря – заряница». Семейская казачья игра «В колдуна». Весна в Забайкалье Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны; Развивать Дидактические игры «Времена года», «разложи по порядку», «Чего нельзя делать», «Чей домик», «Хорошо-плохо», «Когда это бывает?», «Сложи картину». Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен. Просмотр презентации «Прикладное искусство и промыслы народов Забайкальского края». Беседы: «Художники иллюстраторы» Беседы о приметах весны в Забайкалье. Целевая прогулка «Весна на участке детского сада». Наблюдения за неживой и живой природой Рассматривание З.Г. Андрюк «Совиные рассказы» И.Соколов – Микитов «Год в лесу». Т.Д. Нуждина Мир животных и растений. Энциклопедия для П/ игра "Садовник", "Беги ко мне" П/игра "Найди свое место"(ориентировка в пространстве) "Кто быстрее"(быстрота бега) Физическое упражнение "Попади 16 зимней шубке» Лепка «Пластилиновая сказка» Пение: «Щенок» сл. В. Гермонова, муз. Л.Аверьянова «Мой кот полосатый» сл. Н. Ярославцева, муз. Л. Аверьянова Придумать сказку «Лесные жители тайги» Рисование «На охоте, на рыбалке» Ручной труд «Туесок» (береста березы, природный материал). Создание узоров элементами народов Забайкальского края аппликацией, рисованием. Рассматривание изделий (иллюстраций) декоративно- прикладного искусства народов края. Рисование «Багуловая сопка». «Весна в городе». Аппликация «Сирень в вазе». Лепка «Цветущая ветка яблони» Пение «С добрым утром Чита» сл. В. Секерина муз. В. Волкова «Песня о Чите» сл. И муз. интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края Растения Забайкальск ого края Как люди на Руси жили Сюжетно-ролевые игры ««Цветочный магазин», «Семена», «Ботанический сад» Словесная игра «Садовник» Расширить Дидактические знания детей о игры «Времена многообразии года», «Найди растений такой же», произрастающих, «Зеленый друг», в Забайкальском «Чьи детки с крае. ветки». Сюжетно-ролевые игры «Цветочный магазин», «Семена», «Ботанический сад» Словесная игра «Садовник» весенних пейзажей забайкальских художников А.Чернигиной, В. Форова, Калашникова. деревьях, травах Экскурсия в ботанический сад. Экскурсия в школу юннатов, 26 школу. Целевая прогулка по участку, на поляну. Рассматривание альбома «Растения Забайкалья» Рассматривание гербария растений Забайкальского края. Рассматривание картин забайкальских художников А. Чернигиной, В. Форова. Формирование у Игра – ситуация «У Беседа «Что такое детей бабушки в народные представлений о деревне», СРИ «К традиции». Метод культуре быта нам гости «трех вопросов». 17 малышей. в цель" О. Салаховой. Календарно-обрядовый праздник «Вербное воскресенье З.Александрова Белая черемуха. М.Пришвин Золотой луг. Н. Ярославцев «Анютины глазки», «Маки», «Ромашки», «Саранки», «Незабудки», «Одуванчик». Е Приказчикова «Зимние цветы». З.Г. Андрюк «Совиные рассказы» П/игра «Танец животных и растений», «Погода», «Цепочка», «Хоровод лесных растений», «Цветы». Физкультминутки «Бабочка», «Будем прыгать, как лягушка», «Вместе по лесу идем». Рисование коллаж из природного материала «Первоцветы» Рисование «Сосновый бор». Изготовление макетов природных зон (тайга, степь, лесостепь) Аппликация «Весенний пейзаж» Слушание: «Влюбленный дождик» сл. М. Вишнякова, муз. Л. Аверьянова. «Багуловый город Чита» сл. А Неварова,Ю муз. В. Волкова. «Сосны» сл. Р. Филиппова, муз. Л. Аверьянова. «Возле города шумит тайга» сл. Филиппова, муз. В. Костионова. Хоровод «Мы на луг ходили» музыка А.Филиппенко Рисование «Избушка», Знакомство пословицами жилищах. Разучивание с Хоровод «Гори –гори о ясно», «Бой петухов», «Салки», «Матушка весна» Героические люди русского народа. пришли». Русская народная игра «Наш платочек голубой».Д/игра «В русской избе». Дать детям представление о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ, о наших земляках. Ситуативный разговор «Солдат всегда должен быть аккуратным». Сюжетно ролевая игра «Наши защитники». Д/игры «Назови рода войск», «Назови цвета салюта». Свободное обобщение «Кто такие герои?» , «Можно ли в наше время стать героем». Рассматривание иллюстраций «Русская изба», «Деревенский быт». Презентация «Возникновение игрушки на Руси» Экскурсия к памятнику погибшим воинам и возложение цветов. Патриотическая акция «Мой ветеран», «Помнят правнуки». Беседа «Что такое героизм». 18 колядок. Заучивание стихотворения А.Усачев «Что такое День Победы», С. Маршака «Пусть не будет войны никогда». Чтение А.И. Семенцова «Героические поступки». Составление рассказов «Дедушкина медаль». «Старинная постройка – терем». Лепка «Оберег» Гимнастика после сна «Армейская побудка». Физминутка «Каким должен быть воин Российской армии». П/игры «Разведка», «Пограничники», «Самолеты», «На воде, на земле, в воздухе». Гимнастика для глаз «Проследим, куда летит самолет». Физкультминутка «Вот мотор включился, пропеллер закрутился». Конструирование «Тюльпаны для ветеранов». Рисование на асфальте «Миру – мир!». Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков». Слушание песен «День Победы» (муз. Д.Тухманова), «Наденем бескозырки» (муз. Г.Струве).Пение«В летчики хочу» А. Жилинского, «Бравые солдаты»(муз.А. Филиппенко). 11.Список используемой литературы( для педагогов и родителей) 1. Борцова Л.В., Неволина Н.Н. Ребенок входит в мир социальных отношений: практическое пособие. Часть1/Л.В. Борцова, Н.Н. Неволина, Е.Г. Молчанова и др.; под общ.ред. Л.В. Борцовой, Н.Н. Неволиной. – Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. 2. Волобуева Н. Г. «О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем», «Педагогика: традиции и инновации» Челябинск, октябрь 2011 г. 3. Гаризова Р.С. Дополнительное образование дошкольников средствами национальнорегионального компонента. // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. - № 2. 4. Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для воспитателей, /Т.И. Гризик – М. Просвещение, 2009 5. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПБ.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014 г. 6. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / М. Д. Маханева.- М.: НРКТИ, 2004.- 72 с. 7. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23. 8. Михайлова, Е. Нравственно-патриотическое воспитание / Е, Михайлова // Ребенок в детском саду.- 2005.- №5.- C. 38-42. 9. Сакавичене, О. Патриотическое воспитание дошкольников // Ребенок в детском саду.2006.- №2.- C. 14-18.; №3.- C. 24-26. 19 Приложение Психологические особенности детей дошкольного возраста Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка. Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность де6тей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он- индивидуальность. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. У ребенка дошкольника формируются личностные качества, связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения 20 между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается к детям от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания. Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. 21