СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка……………………………………………3 2. Цель и задачи программы…………………………………………5 3. Ожидаемые результаты …………………………………………...6 4. Учебно – тематический план …………………….……………..8 5. Содержание программы………………………………………….9 6. Условия реализации ………………….…………………………...10 7. Список литературы ………………………………………..........11 1 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Программа дополнительного образования «Волшебный сундучок идей поделки из природного материала» составлена на основе: - Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п. 4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42 - Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию программ дополнительного образования. - Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.) - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» - СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района Направленность – художественно-эстетическая Природа - это красота, а если человек творчески подходит к ней, то рождается чудо. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо, поэтому природа - источник для искусства. Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в эти тайны, чувствовать красоту природы, наблюдать за ней – огромное счастье. Природный материал является самым распространенным и самым простым материалом, с которым начинают работать юные мастера. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде. Ещё давних времен люди знали о пользе лесных даров и чудесном влиянии их на человека: дети играли природными дарами: шишками, желудями, изогнутыми ветками и корнями. С удовольствием нанизывали твердые ягоды на нити и использовали как украшение. Изготовляли из бересты различные предметы: игрушки, украшения, посуду, обувь. 2 Именно с детского сада необходимо прививать детям любовь к природе, учить их природоохранным действиям, внушать, что природа и человек – едины. Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность, их все больше привлекают современные гаджеты, но я думаю, что художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству. Создавая поделку, ребенок часто экспериментирует с природным материалом, знакомясь с его свойствами и учитывая их при выборе приемов выполнения изделия. Создавая поделку, ребенок использует естественную форму природного материала. Качество и выразительность работы достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой, что развивает фантазию, творческое воображение и изобретательность. Работа с природными материалами требует определённых усилий воли, у ребёнка формируются такие качества, как умение доводить начатое дело до конца. Новизна программы «волшебный сундучок идей» состоит в подходе к прикладному творчеству, как средству развития экологически грамотной личности, через непосредственное общение с объектами природы, которое отражается в работе с природными материалам. Материал для поделок берется в природе (даже, если изделия изготавливаются из бумаги и ткани), а также природа позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно. Содержание тем занятий подобрано с учетом постоянно обновляющейся методической литературы по данному направлению. Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для занятий. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то, что так поразило. 3 Труд по изготовлению поделок может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд оказывает большое влияние на формирование у детей доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Программа учитывает возрастные особенности детей, в неё включены экскурсии на природу, творческие работы на открытом воздухе, творческие работы в помещении, выставки детского творчества Особенность этой программы заключается в том, что содержание разделов и тем включает многообразие видов используемого природного материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что 2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ Цель программы: развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок ,используя материалы и техники Задачи: - формирование бережного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное искусство; -освоение основных технологических приёмов изготовления поделок из разных природных материалов; -развитие образного мышления и воображения; - экологическое воспитание Отличительные особенности: Особенность этой программы заключается в том, что содержание тем включает многообразие видов используемого материала, что позволяет создавать максимально разнообразные изделия и предоставляет простор для детской фантазии и творчества. Содержание тем подобрано по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет обучающимся последовательно осваивать более сложные способы и приемы изготовления изделий, не испытывая трудностей, пробуждает интерес к занятиям, вызывает желание творить самостоятельно Программа «волшебный сундучок идей» по целевой направленности является прикладной. Программа рассчитана на два года обучения. Отличительные особенности программы состоит в том, что она не только прививает умения и навыки работы с графическими программами, но и 4 способствует формированию эстетической культуры. Адресат программы. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы составляет 3- – 7 лет. Условия набора детей : принимаются все желающие в возрасте от 3- 7 лет. Условия формирования групп: 1) разновозрастные группы. Количество детей в группе: от 10 до 12 человек; 2) смешанный состав обучающихся, могут обучатся дети ОВЗ. Объём программы – 36 недель, 36 часов. Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы- 1 г. Форма обучения: очная с использованием технологий дистанционного обучения. Особенности организации образовательного процесса: традиционное Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Форма занятий: беседы, игры, экскурсии, занятия, завершается год итоговой выставкой. Режим занятий: Занятия проводятся как в учебном кабинете, так и на местности 1 раза в неделю по 1 часу во второй половине дня. Продолжительность учебного часа 30 минут. 3.Ожидаемые результаты образовательной деятельности К концу первого года обучения дети будут знать: правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеями, лаками; основные виды и свойства природных материалов растительного, морского происхождения; время сбора, способы сушки и хранения природных материалов; основные виды работы с природными материалами. будут уметь: применять правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеями, лаками выполнять основные виды работ (эскиз, конструирование, крепление, сборка, оформление) по заданной теме; выбирать подходящий материал для работы, подготовить его к работе (правильно собрать, засушить сухоцветы, листья, шишки; покрасить необходимые детали). виды основ (кора, спил, лоза, рамка); законы гармонии (пропорции, ритм, выразительность, симметрия, цвет и фактура, оформление); основные приемы стилизации форм и цвета листьев, цветов 5 специфику работы с разными материалами; основы цветосочетаемости. должны уметь: составление миниатюр из отдельных частей растений. самостоятельно выбрать природные материалы для осуществления собственного замысла; выполнить все технологические приёмы. порядок засушивания природного материала растительного происхождения с сохранением формы и окраски; технологию выполнения объемных аппликаций и поделок из природного материала различных видов и свойств; будут уметь: планировать собственную деятельность; самостоятельно подбирать материал для изделия; самостоятельно выбирать способы соединения деталей и оформления изделий. Применять полученные навыки, знания и умения в повседневной жизни. Формы подведения итогов реализации кружковой работы: В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном и итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы: тестирование по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, на родительских собраниях с открытым показом, выставки работ, участие в конкурсах. Способы отслеживания и контроля результатов Оценивание и контроль деятельности обучающихся осуществляется в форме творческих отчетов. На итог каждый воспитанник представляет свою творческую, самостоятельную работу определенного уровня сложности. Оценивание работ производится по уровням: низкий, средний, высокий. При оценке творческих заданий применяется коллективная оценка, т.е. воспитанники сами оценивают каждую представленную творческую работу. Воспитанники на практических, творческих занятиях сами выбирают область деятельности, которая им интересна. Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером, неглубокими знаниями. 6 Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в теме. Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих задач, посредством знаний и умений полученных на занятиях. 4.Учебно – тематический план программы Виды деятельности Количество часов всего Модуль занятие: «знакомство с композицией» Формы аттестации и контроля теория практик а 1 Беседа, наблюдения, выставки работ 3 4 Модуль занятие: «работа с шишками» 4 1 3 Беседа, наблюдения, выставки работ Модуль занятие: «работа с крупой» 4 2 3 Модуль занятие «работа со скорлупой от грецкого ореха» 4 2 3 Беседа, наблюдения, выставки работ, участие в конкурсе Беседа, наблюдения, выставки работ Модуль занятие «работа с ветками» 7 2 5 Модуль занятие «работа с берестой 7 2 5 Беседа, наблюдения, выставки работ, участие в конкурсе Беседа, наблюдения, выставки работ 7 Подготовка к творческой выставки. 4 1 8. Диагностика 2 1 Итого 36 11 3 Беседа, наблюдения, выставки работ Диагностика 25 5. Содержание программы. Модуль занятие: «знакомство с композицией» Данный модуль направлен на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Одна из задач образования- помочь ребёнку открыть самого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в самых простых обыденных вещах: соломке, травинке, кусочке ткани Модуль занятие: «работа с шишками» Данный модуль направлен ,в лесу, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть особенности разных материалов, лесных шишок, которые имеют разную форму и размеры. Необходимо научить детей видеть и творить красоту. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно- эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремлённость, усидчивость, чувство взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Модуль занятие: «работа с крупой» Данный модуль направлен на развитие мелкой моторики, формирования воображения и творческого мышления, создания творческих композиций, путем использования разных круп и сопутствующих материалов( веток, кожуры, травы итд) Модуль занятие «работа со скорлупой от грецкого ореха» Данный модуль направлен на то что, природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать её красоту. Модуль занятие «работа с ветками» Занятия в кружке «Волшебный сундучок идей» работа с природным материалами – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях объединения является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребёнка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). 8 Модуль занятие «работа с берестой» Данный модуль направлен на то, что в природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Общение с природой способствует повышения творческого потенциала детей, развитию их эстетического вкуса, умение видеть красоту. Вместе с этим дети учатся любить и защищать природу. 6.Условия реализации программы Материально-технические условия Кабинет- хорошо проветриваемое, светлое помещение. Компьютер, с установленным программным обеспечением Мiсгоsoft Оffice, Компьютерные презентации по темам программы. Принтер полки и шкафы, а также коробки (контейнеры) для хранения природных материалов и удобства пользования ими; наглядность: иллюстрации, картины, наборы открыток; выставка работ объединения; заготовка необходимого кол-ва природного материала разного происхождения для выполнения индивидуальных и коллективных работ в течение всего года. Инструменты и материалы: ножницы, канцелярский нож; разные виды клеев; гуашевые и акриловые краски; картон гофрированный различной цветовой гаммы фломастеры маркеры фольга пищевая в рулонах вата медицинская скотч цветной различная цветовая гамма кусачки –бокорезы иглы швейные для ручных работ секатор шило универсальное пинцет контейнер пластиковый наждачная бумага лак масляный прозрачный проволока кисти художественные плоские пластилин нитки швейные различная цветовая гамма 9 Информационное обеспечение: интернет ресурсы в записи и диски Кадровое обеспечение программы: Широкова Елена Валерьевна – педагог дополнительного образования, воспитатель МДОУ Буруканский детский сад. Список литературы для педагога 1. Мир игрушек и поделок. Сост. О.В.Парулина – Смоленск Руссич 2000г. 2. Мастерилка шишка, желудь и ракушка…. И.Лыкова «карапуз» 3. Поделки из бересты (журналы) 4. Чудесная мастерская. Конышева Н.М.-ассоциация 21 век. 5. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2017. 93 с. 6. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, Список литературы для родителей 1. И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2014 Жукова. О Развитие руки: просто, интересно, эффективно Дошкольное воспитание,2016г. №11 2. Тренажёр-пропись «Готовим руку к письму» Школа для дошколят. С. Е.Гаврина 3. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2017. 10