Пояснительная записка Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива любого учебного заведения, военно-патриотической работы. Создание образовательной программы социально- гуманитарной направленности предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Программа гражданско-патриотической работы включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области образовательной деятельности. Педагогические идеи и принципы программы: - гуманизация образования; - осуществление целостного подхода к воспитанию; - соответствие содержания возрастным особенностям учащихся; - деятельностный подход в обучении; - формирование социально приемлемых интересов и потребностей учащихся и т. д. Актуальность и необходимость программы. Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, грамотные люди, которые готовы учиться, защищать свою Родину, работать на благо своей страны. Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества патриотическое и гражданское воспитание школьника становится предметом государственной политики и обязательной частью образования, начиная с начальной школы. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области спорта, науки, искусства служат основой для развития личности ребёнка. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, совместно с родителями, педагогами. Цель программы: Развитие системы патриотического воспитания детей, направленной на формирование и развитие личности гражданина – патриота Отечества, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время и обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности в РФ патриотическое воспитание учащихся школы. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите; • изучение истории и культуры Отечества и родного края; • физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни; • методическое обеспечение функционирования системы патриотического воспитания; • консолидация и координация деятельности школ, семьи, общественности в патриотическом воспитании детей. Основные направления и формы реализации программы. Программа «Юный друг пограничника», далее именуется как «ЮДП», рассчитана на 36 часов. Участники программы: учащиеся 5-11 класса Возраст учащихся: 10 – 17 лет. Так как школа малокомплектная, на программу приглашаются все желающие дети школы. Главное в программе: системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: тематические занятия (занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-путешествие, занятие-беседа, занятиеисследование, занятие-практикум, занятие-проект, занятие-знакомство, занятие-диспут, занятие-викторина, занятие-праздник и т. д.); 2 Предполагаемый результат обучения: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её исторически – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Бережному отношению к своему дому и школе, высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни, формирование у подрастающего поколения чувств патриотизма и национальной гордости, умения находить взаимосвязи между человеком и обществом. Учебно-тематическое планирование 3 № п/п Наименование тем теория Раздел 1 1 2 Раздел 2 3 4 5 6 Раздел 3 7 8 Кол-во часов практи ка Форма аттестации/контроля Всего: История пограничных войск нашей Родины. 2 На страже молодой Советской Республики. Пограничные войска на Дальневосточной и Забайкальской границе в довоенные годы. Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны, участие пограничников в разгроме милитаристской Японии. Боевой путь и славные традиции пограничного отряда, заставы. Граница на сегодня в надёжных руках. Готовимся к охране и защите рубежей любимой Родины. Краеведение. 1 Родной край, его природные особенности. Территория и границы родного края. Административное деление края. Родной край. История края, памятные события, происходившие на его территории. История, земляки - известные люди. Знатные люди края, их вклад в его развитие. 1 1 Практическая работа с картами Мини-проекты Край в период Великой Отечественной войны. Герои Великой Отечественной войны. Памятники культуры и истории. Экскурсионные объекты на территории края. Архитектурные и другие памятные места. Пограничная подготовка. 1 тест Что такое государственная граница страны. Радио и телефон – надёжные помощники пограничников. Устройство, назначение и способы работы связи с помощью радиостанций и телефонов. Умей маскироваться. Соблюдай закон пограничника «Он видит всё, а его никто». Учись зорко наблюдать за местностью с помощью приборов и без 1 2 Беседа, тест Мини-проекты, собеседование 1 4 1 1 1 3 1 1 5 Мини-проект, собеседование 4 Практическая работа с картами 1 Мини-проекты 4 приборов. 9 Раздел 4 10 11 12 13 14 Раздел 5 15 16 17 Сумей найти и задержать нарушителя границы. Служебные собаки – надёжные помощники в охране границы. Физическая подготовка. Общие упражнения, направленные на развитие различных физических качеств. Гимнастические упражнения. Упражнения на напряжение и расслабление различных групп мышц. Общеразвивающие упражнения. Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для рук, мышц шеи. Упражнения со скакалкой, гантелями. Упражнения на развитие быстроты: бег на 60, 100 м. Упражнения на развитие выносливости: бег на 400м, 600м, 1000м, бег по пересеченной местности. Упражнения на развитие ловкости и координации движений: прыжки с места и разбега. Упражнения на развитие ловкости и координации движений: метание спортивной гранаты на дальность. Общеразвивающие упражнения: упражнения на перекладине, подтягивание. Сгибание-разгибание ног в положении «вис на перекладине». Огневая подготовка. История создания стрелкового оружия. Стрелковое боевое оружие, применяемое на вооружении в Вооруженных Силах РФ, его создатели. Боевые свойства. Общие сведения о баллистике. Меры безопасности в обращении с оружием и взрывоопасными предметами. Правила поведения членов «ЮДП» на стрельбище (в тире). Назначение и устройство ручных осколочных гранат. Практическое метание ручных учебных гранат на дальность и меткость. тест 1 5 2 5 1 Подготовка к сдаче норм ГТО 1 Подготовка к сдаче норм ГТО 1 Сдача норм ГТО 1 Подготовка к сдаче норм ГТО 1 Подготовка к сдаче норм ГТО 3 5 Мини-проект, собеседование 1 1 1 Практическая работа с картами 5 18 19 Раздел 6 20 Назначение, устройство пневматического оружия. Назначение, устройство пневматического пистолета. Принцип действия. Хранение. Техника стрельбы из пневматического пистолета. Пневматическая винтовка, её назначение и боевые свойства. Подготовка пневматической винтовки к стрельбе. Приёмы стрельбы. Основные упражнения по стрельбе. Техника стрельбы из пневматической винтовки: - изготовка к стрельбе: со стола с опорой локтями на стол, с колена, лежа, стоя; - дыхание во время стрельбы; - правила заряжания и разряжения оружия; - дисциплина во время стрельбы; - правила прицеливания. Выполнение нормативов «Юный стрелок». История создания АК. Автомат и пулемет Калашникова АК-74, РПК. Техника стрельбы из автомата Калашникова, РПК. - изготовка к стрельбе: со стола с опорой локтями на стол, с колена, лежа, стоя; - дыхание во время стрельбы; - правила заряжания и разряжения оружия; - дисциплина во время стрельбы; - правила прицеливания. Основные упражнения по стрельбе: - стрельба лежа с упором локтями на землю по круглой мишени; - стрельба из винтовки по падающей мишени из различных положений. Тактическая подготовка. Что ты знаешь о бое как средстве достижения победы над противником. Быть стойким в обороне в составе отделения, отряда. Обязанности наблюдателя, связного, дежурного, пулемётчика и гранатомётчика в обороне. 1 1 1 Мини-проекты, Практическая работа 1 Мини-проект, собеседование, Практическая работа 1 собеседование, Практическая работа 6 Раздел 7 21 22 23 Раздел 8 24 Строевая подготовка. 3 Общие положения о строях и управлении ими. Строй, шеренга, фланг, тыл, интервал, дистанция. Двухшереножный строй, колонна, походный строй. Общие положения о строях. Основные термины, определяющие строевую подготовку: Строевая стойка. Перестроение. Строевой шаг. Повороты на месте и в движении. Разучивание строевой песни. Строи и управление ими. Строевые приемы и движения. Строевая стойка. Перестроение. Повороты на месте. Движение строевым шагом. Повороты в движении. Воинское приветствие. Тренировки строевых приемов. Строевая стойка, строевой шаг, перестроение, повороты на месте и в движении, приветствие, подход и отход от начальника. Рапорт. Строевые приёмы и движения без оружия. Общие положения о выполнении строевых приемов. Команды, подаваемые на строевой подготовке. Выполнение команд: «Становись!», «Равняйсь!», «Вольно!». Повороты на месте и в движении. Разучивание и тренировка строевых песен и речёвок в составе отряда. Ответ на приветствия и поздравления. Оружие массового поражения, защита от него. 1 собеседование, Практическая работа 1 собеседование, Практическая работа 1 собеседование, Практическая работа Ядерные державы мира. Характеристика ядерного, химического и бактериологического оружия. Очаги их поражения. 1 1 1 3 2 собеседование, Практическая работа 7 25 Раздел 9 26 27 28 Раздел 10 29 Индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения. Частичная санитарная обработка и способы её проведения. Уставы ВС РФ. собеседование, Практическая работа 1 3 3 Уставы Вооруженных Сил. История создания Уставов в Российских Вооруженных Силах. Виды и значение уставов. Знамя части. Ритуал приведения военнослужащих к военной присяге. Военная присяга – клятва воина на верность Родине - России. Размещение и быт военнослужащих. Распределение времени в повседневной жизни воинской части.Служба нарядов, обязанности военнослужащего. Организация и несение караульной службы. Состав караула. Обязанности часового, разводящего. Служба внутреннего наряда. Обязанности дневального. Военная форма одежды и знаки различия. Воинские звания. Система военного образования РФ, порядок поступления и учебы. Виды военных образовательных учреждений: суворовские, нахимовские училища, кадетские корпуса, офицерские классы. Их значение, порядок поступления. Обучение и быт. Топография. 1 собеседование, Практическая работа 1 собеседование, Практическая работа 1 собеседование,тест Практическая работа Что ты знаешь о топографии. Топография в военном деле. Способы ориентирование на местности днём и ночью. Определение расстояний на местности и по карте. Что такое азимут? Определение азимута на местности, по карте. Движение по азимуту. Военная топография и ориентирование: - определение сторон горизонта по местным предметам и с помощью компаса; - топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт; - ориентирование по топографическим картам, схемам, планамлегендам; 1 1 1 2 Мини-проект, собеседование, Практическая работа 8 - ориентирование без карты. 30 Раздел 11 31 Раздел 12 32 33 Военная топография и ориентирование: следопытство и его применение в охране ГГ. Изучение следов по различным характеристикам. - топографические карты и уставные обозначения на картах, масштаб карт; - ориентирование по топографическим картам, схемам, планамлегендам; - ориентирование без карты. Действия в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Как обезопасить себя от других людей: - от грабежа, разбоя, уличных краж; - при угрозе насилия, нападения; - поведение со знакомыми и незнакомыми; - защита от мошенничества; - право на необходимую оборону; - самооборона без оружия; - оружие обороны. Как вести себя в толпе, на демонстрациях, футбольных матчах. «Терроризм - угроза ХХ века». Действия при захвате в заложники, при угрозе взрыва и других террористических актах. Санитарная подготовка. Первая медицинская помощь. Первая медицинская помощь пострадавшим от ЧС. Первая медицинская помощь при отравлении, поражении электрическим током, при ранениях. Умение остановить кровотечение с помощью подручных средств, накладывать повязки. Итоговое занятие. Подведение итогов. Всего: Мини-проект, собеседование, Практическая работа 1 1 1 1 1 1 2 Мини-проект, собеседование, Практическая работа 1 Мини-проект, собеседование, Практическая работа 1 1 1 Контрольный тест 36 ч. 9 Содержание программы представлено по следующим направлениям: 1. Военно-спортивная работа. Содействует развитию творческой индивидуальности учащихся, формированию физических и нравственных качеств, навыков, необходимых для успешной подготовки к прохождению военной службы. Занятия проводятся во время спортивных соревнований, в походах и во время военизированной игры «Зарница». 2. Военно-профессиональная ориентация учащихся и формирование у молодежи заинтересованности к военной службе. Эти занятия проводятся во время посещение военных частей, памятников героям войны, музеев. Проведение тематических вечеров: встречи с военнослужащими срочной службы, курсантами, офицерами и участниками войн. Все эти мероприятия укрепляют у юношей гражданскую позицию и позитивное отношение к военной службе, как к школе военного мастерства. 3. Идейно-нравственные мероприятия. Эти мероприятия воспитательного характера. Формирование у учащихся готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, воспитание здорового образа жизни. 4. Краеведческая работа. Заключается в том, чтобы изучать историю нашей страны и Забайкальского края. Она формирует и развивает у учащихся заинтересованное отношение к родному краю, патриотические чувства, историческое сознание, вырабатывает социальную активность. Программа «ЮДП» разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в: - принципах обучения (индивидуальность, доступность, результативность); - формах и методах обучения (дифференцированное обучение, соревнования в зоне ближайшего развития); - методы контроля и управления образовательным процессом тестирование, соревнование. Содержание образовательной программы: - приобретение новых знаний, умений и навыков; - изучение закономерности подготовки учащихся к пулевой стрельбе; - формирование и совершенствование необходимых для спортсмена свойств личности (идейная направленность, мировоззрение, разнообразие интересов, нравственное и эмоционально-волевые черты характера); - вырабатывание умения в совершенстве владеть оружием, глазомер, меткость, выдержку, быстроту реакции; - подготовка допризывной молодежи к службе в армии. Программа выстроена в определенной последовательности: - обучающие; - воспитывающие; - развивающие. 10 Образовательная программа представлена по следующим направлениям: - спортивно-техническому; - физкультурно-спортивному; - военно-патриотическому. Военно-спортивные игры. 1.Военно-спортивная игра «Зарница». 2.Военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!»: - конкурс строевой песни; - бег в противогазе; - переползание по-пластунски; - оказание первой медицинской помощи пострадавшему (наложение шины, бег «тачанка», другие конкурсы). 3.Эстафета «Дружба». 4.Полоса препятствий «Сильные, ловкие, выносливые». - песни военных лет; - памятники, воздвигнутые в честь героев войны; - игра «Шифровальщик»; - топографические знаки; - история родного края. 5.Военно-спортивная игра «Юный следопыт». Идейно-нравственное воспитание. 1.Память поколений – дни воинской славы России: - Куликовская битва,1380 г., 21 декабря. - Полтавское сражение, 1709 г., 10 июля. - Бородинское сражение, 1812 г., 8 сентября. - День победы Красной Армии под Псковом и Нарвой, 1918 г., 23 февраля. - Контрнаступление советских войск в битве под Москвой, 1941 г., 5 декабря. - Разгром фашистских войск в Сталинградской битве, 1943 г., 2 февраля. - Курская битва, 1943 г., 23 августа. - Прорыв блокады Ленинграда, 1944 г., 27 января. 11 - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. 2.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн, военнослужащими срочной службы, курсантами на День Победы, День защитников Отечества. Условия реализации программы Методическое обеспечение: • Изучение Уставов ПВ РФ, основ военно-прикладной подготовки (строевой, физической, огневой, военно-медицинской, военноисторической), основ военного законодательства, основ пограничного следопытства. Совершенствование практических навыков и умений. • Участие и проведение военно-спортивных игр, походов, экскурсий, соревнований, войсковых стажировок. • Участие и проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории родного края, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота. • Участие в проведении культурно - досуговых и спортивных мероприятий. • Участие в проведении поисковых экспедиций, установлении имен погибших, поиске их близких; запись очевидцев событий военной истории России и родного края. Участие в сооружении и уходе за памятниками воинской славы. • Дружеские связи с воинами-пограничниками погранзаставы Урюпино. • Приобщение к общественной деятельности через поручения, подготовку к мероприятиям, праздникам, военно-спортивным играм и соревнованиям, встречи с ветеранами и людьми, прославляющими малую Родину (круглый стол, деловая игра, часы общения). Просмотр видеофильмов, видеороликов, фотографий и презентаций; практическая работа; конкурсы, викторины; экскурсии, акции, заочные путешествия; праздники, линейки к памятным датам; родительские собрания, конференции, совместные праздники детей и родителей; выставки творческих работ учащихся. Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный; Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный; Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый; Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример. Психологическое обеспечение программы. Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях; 12 применение индивидуальных, групповых форм обучения; формирование творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности; применение знаний учащимися на разных психологических уровнях; награждение активных участников грамотами, памятными сувенирами. Материально-техническое обеспечение программы: видео- аудио средства ( компьютер, видеокамера, ноутбук, проектор, колонки, принтер, сканер, экран, фотоаппарат, виртуальные тренажоры) Методическая литература( видео записи, фильмы, виртуальные практические работы, виртуальные карты, книги, альбомы по тематике программы, литература для педагога и родителей, детей) Технические средства: автоматы, ремни безопасности, ОЗК, комплект-военной формы, рюкзаки, палатка, карты, спортивное оборудование для физической подготовки). Наборы оказания первой медицинской помощи. Список литературы педагога 1.Методические рекомендации «Работа директора и военного руководителя учебного заведения по обеспечению высокого качества начальной военной подготовки молодёжи». МО РФ. Москва, «Военное издательство». 2.Программы кружков и секций профильных лагерей. Москва, изд-во ДОСААФ. 3.«Юные друзья пограничников». Рекомендации. Изд-во ПО ЗабПО. 4.Учебники «ОБЖ» 5 – 11 кл. под ред. Воробъёва Ю.Л. 5.Уставы ВС РФ. 6.Учебное пособие «Военная топография». 7.Учебник по «НВП». 8.«Основы медицинских знаний уч-ся». Учебник для средних учебных заведений. Изд-во «Просвещение». 9.Документальная и художественная литература на пограничную тематику. 10.Видеоматериалы на пограничную и военно-патриотическую тематику. Список литературы для родителей и детей. 1.Баленко С.В. Школа выживания. /Приложение к журналу «Зарубежное военное обозрение». – М. часть 1 – 1992, часть 2 – 1994 г. 2.Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 1981. 3.Березина н., Лисс О., Самсонов С. Мир зеленого безмолвия. – М.: Мысль, 1983. 4.Бринк И.Ю., Бондарец М.П. Ателье туриста. – М.: ФиС, 1990. 5.Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983. 6.Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников. 13 7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2014 годы». М., 2010. 8.Патриотизм народов России: традиции и современность (к 60-летию Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.) Материалы межрегиональной научно-практической конференции 4-5 июня 2002 г. М., 2003. 9.Кривоносенко Ф.Х. Патриотизм как наиболее глубокое чувство любви к Родине. М., 2005. 10.Растим патриотов России. Программы и методические разработки победителей конкурса среди воспитателей и преподавателей образовательных учреждений образования г.Москвы. М., 2007. 11.Керсновский А.А. История русской армии, т.1. М., 1992.; т.2. М.,1993. 12.Куманёв Г.А. Подвиг и подлог. Страницы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 3-е издание, дополнение и исправленное. М., 2007. 13.Терещенко В.В. На охране рубежей Отечества. М., 2008. 14.90 лет на страже государственной границы. М.,2008. 15.Ресурсы интернета. 14