ТЕАТР

Пояснительная записка
При

составлении программы были использованы следующие

нормативные

документы:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
3.Федеральный закон от

31.07.2020

№ 304-ФЗ

"О

внесении

изменений

в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания
обучающихся
4.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5.Распоряжение Правительства Российской

Федерации

от 31.03.2022 №

678-р.

Утверждены: Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года;
6.Устав общеобразовательного учреждения МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро -Заводского
района.
Направленность программы
Данная

программа

относится

к

художественной

направленности

и

ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных
способностей

и

склонностей,

носит

ярко

выраженный

креативный

характер,

предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации, дети
прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного
общения.
Во главе стоят занятия театрально-сценической деятельностью. Именно они дают
ребенку тот самый значимый жизненный опыт, поскольку театрально-сценическая
деятельность

становиться

способом

самовыражения,

инструментом

решения

характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения.
Сценическая работа - это не подготовка к вступлению на профессиональную театральную
стезю, но проверка действием множества межличностных отношений, это навыки
публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества,
решения характерологических конфликтов.
Новизна программы
Выполнение творческих проектов на всех этапах обучения, что дает возможность
ребенку самопрезентации себя через театрально - сценическую деятельность.
1

Актуальность программы
Театр – это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать
любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка, не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать
события, взаимоотношения между героями.
Театральная игра и участие в постановках
воображения,

памяти,

всех

видов

детского

способствует развитию фантазии,

творчества:

художественно-речевого,

музыкально-игрового, танцевального, сценического.
Театральный кружок поможет раскрыть творческий потенциал, приобрести
уверенность в себе,

застенчивому подростку раскрепоститься, стать пластичнее,

энергичнее.
Педагогическая целесообразность
Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. направлена, прежде
всего, на развитие творческого начала в каждом учащемся, на выражение его личного «Я» и
помогает решить следующие проблемы:
1) Занятия в детском театральном коллективе способствуют более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей учащихся, которые не всегда удается
рассмотреть на уроке в школе.
2) Обучение актерскому мастерству обеспечивает равномерные физические,
интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического и
духовного здоровья.
3) Знакомство с основами театральной культуры расширяет кругозор школьников,
философские представления о мире в конкретных чувственных формах, позволяет войти в
пространство возможного и невозможного посредством игры, формирует мировоззрение,
эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление. Занятия
театральным творчеством приобщают учащихся к музыке, литературе, изобразительному
искусству.
4)

Театр помогает социальной и психологической адаптации учащихся, их

личностному росту. Театральная модель жизненных ситуаций позволяет учащимся
2

приобрести полезные навыки для преодоления конфликтов и создания вокруг себя
комфортной среды. Театральное творчество богато ситуациями совместного переживания,
которое способствует эмоциональному сплочению коллектива. Острота и глубина
восприятия искусства, в особенности театра, нередко определяют духовный облик
школьника на всю жизнь
Цель:

Развитие

театральной

творчески

деятельности,

активной

содействие

их

личности

воспитанника

жизненному

и

средствами

профессиональному

самоопределению.
Задачи:
Образовательные:


познакомить с основами гримировального искусства;



научить созданию мизансцен спектакля, музыкально-шумового оформления;



научить на практике изготовлению реквизита, декораций;



обучить основам создания сценического образа с помощью грима;



познакомить с лучшими образцами современного театрального искусства;

Развивающие:


создать условия для самореализации воспитанников в самостоятельной

творческой деятельности;


формировать эстетический вкус;



помочь избавиться от штампов общения;



совершенствовать полученные умения и навыки в процессе творческой

деятельности;
Воспитательные:


приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к

искусству


воспитывать чувства сопереживания;



сформировать навыки организаторской работы в процессе работы над

сценической постановки;


воспитать эстетический вкус;



сформировать у учащихся и подростков нравственное отношение к

окружающему миру, нравственные качества личности.
Отличительными особенностями программы театрального кружка является
деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник
выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
3

Условия реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной
программы составляет 10 - 17 лет. Имеется возможность обучения талантливых детей, а
также

детей

с

особыми

образовательными

потребностями.

Также

программа

предусматривает сетевую форму реализации.
Особенности набора группы: формирование учебных групп осуществляется на
конкурсной основе. При приеме в кружок дети должны представить себя, прочитать
стихотворение, спеть песню и т.д. Могут обучатся дети ОВЗ.
Зачисление в группы производится с обязательным условием - подписание договора
или заявления с родителями (законными представителями несовершеннолетних учащихся),
подписание согласия на обработку персональных данных.
Сроки реализации. Программа реализуется в течение 1 года.
Количество часов за год - 72 часа (2 часа в неделю)
Форма обучения: предполагает смешанное обучение очная, с использованием
дистанционного обучения
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут, количество детей
в группе – до 15 чел.
Формы организации образовательного процесса.
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики
искусства:
1. От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
2. Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
3. Смена типа и ритма работы.
4. От простого к сложному.
5. Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Формами

организации образовательного процесса являются коллективная,

групповая, индивидуальная.
Основной формой организации образовательного процесса является групповое
занятие.
На теоретических
занятиях

На
занятиях

практических

На
индивидуальных
занятиях
4

даются
знания,

основные

изложение

теоретических

раскрываются положений

теоретические
обоснования

показом

с

самим детьми в количестве

наиболее преподавателем, даются основы от 1 до 3 человек.
тем, актерского мастерства, культуры Для

используются
передового

опыта
жизни

целом.

Во

в происходит

театрального коррекция.
и

одних

данные речи и движений, вокал, пластика снятие

исторического наследия и движений.

искусства

сопровождаются проводиться

практическим

важных

области

работа

в того,

время

-

это

мышечных

занятий зажимов, устранение

доброжелательная дефектов речи и т.д.,
Педагог

чтобы

все

добивается для

других

–

участники дальнейшее развитие

пытались максимально ярко и природных задатков.
точно выполнить задание.
Методы: физических действий, метод действенного анализа, метод ролевого

действия, этюдный метод
Формы обучения: игровая пьеса, театрализованное представление, игровое
театрализованное представление, имитационно-игровая театрализация
Формы

мониторинга

результативности

программы:

наблюдение,

опрос

(анкетирование, интервью), самооценка, моделирование, рейтинг участия в мероприятиях
различного уровня.
Ожидаемые результаты
 Сформированы знания основных театральных терминов и истории театра, культура
восприятия сценического действия, сформирован стойкий интерес к театральному
искусству.
 Владение навыками актерского мастерства.
 Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со сверстниками и
взрослыми.
 Устойчивая мотивация к обучению.
Учащиеся будут знать:
 Историю театрального искусства, виды и жанры театрального искусства,
театральные профессии.
 Этику поведения в театре и в обществе.
Будут уметь:
 Управлять своим дыханием и голосом
.  Формулировать и выражать свою мысль.
5

 Использовать полученные навыки в работе над образом в сценической постановке
.  Свободно общаться с партнером на сцене
.  Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Будут развиты:
 Внимание, воображение, память, образное мышление, эмоциональность.
 Художественный вкус.
 Речевые характеристики голоса.
 Познавательные интересы.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
«взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к
окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формы контроля и управления образовательным процессом:
Вид контроля

Форм контроля

Срок

Стартовый

Собеседование,

Сентябрь

творческого задания
наблюдения за

Текущий

В течение года

деятельностью ребенка в
процессе занятий;
праздники, занятия-

Промежуточный

В течение года

зачеты, конкурсы
Спектакли,

Итоговый

Декабрь, май

постановки.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в показе спектаклей, концертов,
конкурсно - игровых программ; участие в районных, конкурсах и фестивалях; проектная и
социально - творческая деятельность.
Учебно-тематический план
N п\п

Содержание программы

Всего

Теория

Практика

часов

Формы
контроля

1.

Вводное занятие,

2

2

0

Анкета

2.

Театральная игра

18

2

16

Спектакль

3.

Культура и

8

2

6

Конкурс
6

техника речи

(овладение
сценической
речью)

Ритмопластика

4.

10

10

Культурномассовое
мероприятие

Основы

5.

2

2

0

театральной культуры

концерт и др.

Индивидуальная

6.

Спектакль,

8

-

8

работа

Показ
творческих
работ

7.

Работа над

24

4

20

спектаклем

Показ
творческих
работ

8.

Заключительное

Творческие

занятие

работы

Итого:

1

72

60

2
Содержание учебного плана
1. Вводное занятие
Решение организационных вопросов
Практика.

Знакомство с коллективом. Игра «Снежный ком», «Знакомство-

дразнилка». Выявление уровня и объема знаний о театре. Игра «Продолжи…».
Особенности занятий в театральной студии. Театр - коллективное творчество. Игра
«Клубок». Обсуждение плана работы на год. Требования к знаниям и умениям. Требования
к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
Итоговое занятие. Подведение итогов обучения. Творческие задания: Викторина о
театре, тест на знание специальной терминологии, творческие задания по речи,
ритмопластике и актерскому мастерству. Лучшие творческие работы за год. Награждение.
2.Театральная игра
Игры на развитие памяти, внимания. Этюды на выразительность жестов. Этюды на
сопоставление разных характеров. Этюды на развитие эмоций. Мимические игры.
Упражнения с помощью жестов и мимики. Этюды на действие с воображаемым предметом.
7

Этюды по сказкам. Игры-пантомимы. Разыгрывание мини-сценок. Упражнения на развитие
внимания, воображения, фантазии. Диагностика творческих способностей воспитанников
2.1. Организация внимания, воображения, памяти
Теория. Внимание. Воображение. Память. Снятие зажимов и комплексов. Развитие
фантазии и воображения.
Практика. Актерский тренинг: Общеразвивающие и театральные игры и
упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
2.2. Сценическое действие
Теория. Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика
действия. Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых
обстоятельствах». Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. «Вес»
«Оценка». «Пристройка».
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие»,
«этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
Практика. Практическое овладение логикой действия. Упражнения и этюды.
Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Анализ. Показ и
обсуждение.
2.3. Творческая мастерская
Практика. Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием
образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Костюм и грим. Работа
со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции.
Творческий показ. Анализ работы и обсуждение.
2.4. Работа над пьесой и спектаклем. Выбор произведения.
Практика. Работа за столом. Чтение. Обсуждение. Что понравилось. Какие вызвала
чувства.
2.5.Тема, сверхзадача, событийный ряд
Практика. Определение темы произведения. Основная идея произведения. Анализ
сюжетной линии. Главные события, событийный ряд
2.6. Работа над отдельными эпизодами
Практика. Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей.
Составление графика репетиций. Работа над отдельными сценами. Закрепление мизансцен
отдельных эпизодов. Репетиции. Групповая, подгрупповая ,индивидуальная работа.
2.7. Выразительность речи, мимики, жестов

8

Практика. Работа над созданием образа, выразительностью и характером
персонажа. Поиск выразительных средств и приемов. Выбор музыкального оформления.
Подбор грима.
2.8. Изготовление реквизита, декораций
Практика. Эскизы декораций и костюмов. Оформление сцены. Изготовление
костюмов, реквизита, декораций.
2.9. Прогонные и генеральные репетиции
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
Показ спектакля
Практика. Показ спектакля зрителю. Анализ показа спектакля.
3.Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг
правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в
движении. Активное использование междометий, слов, фраз, стихов и поговорок.
Индивидуальное и коллективное сочинение сказок, стихов, загадок.
3.1. Речевой тренинг
Теория. Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания. Артикуляция и дикция. Звукоряд. Гласные, согласные.
Свойства голоса. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона и силы голоса. Полетность
голоса.
Практика.

Речевой

тренинг:

дыхательная

гимнастика.

Артикуляционная

гимнастика: упражнения для языка, челюсти, губ. Дикционные упражнения. Упражнения на
развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы,
стихи.
3.2. Работа над литературно-художественным произведением
Теория.

Орфоэпия.

Нормы

произношения.

Говорим

правильно.

Логико-

интонационная структура речи. Интонация, паузы, логические ударения.
Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения
фольклора). Выбор произведения. Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным
материалом.

Самоанализ

творческой

работы.

Конкурс

чтецов.

4.Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.
Игры с имитацией движения. Музыкально-пластические импровизации. Упражнения,
9

направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на
освоение пространства и создание образа.
4.1.Пластический тренинг.
Практика.

Ритмопластический

тренинг:

Осанка.

Построение позвоночника.

Развитие индивидуальности. Коммуникабельность и избавление от комплексов. Разминка,
настройка, освобождение мышц от напряжения и зажимов, релаксация.
4.2. Пластический образ персонажа.
Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки
через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Просмотр д/ф о
природе, животных. Пластические импровизации на музыкальную тему. Пластические
импровизации на смену настроения. Пластические импровизации на передачу образа
животных.
5.Основы

театральной

культур

Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды
театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии.
Правила поведения в театре.
5.1. Зарождение искусства
Теория. Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.
Просмотр презентации,
Практика. Игра «Путешествие на машине времени».
5.2. Театр как вид искусства
Теория. Виды искусства (литература, музыка, живопись). Театр как вид искусства.
Особенности театрального искусства. Отличие театра от других видов искусства. Виды и
жанры театрального искусства. Презентация «Виды театрального искусства». Театральные
термины: Театр, Опера, Балет, Кукольный Театр.
Практика. Просмотр отрывков из спектаклей (кукольный театр, драматический
театр, театр оперы и балета).
5.3. Театр Древней Греции
Теория. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра.
Драматургия
Древней Греции. Основные жанры. Презентация «Театр Древней Греции». Практика.
Чтение отрывков из драматургических текстов.
5.4. Русский народный театр

10

Теория. Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный,
школьный театр. Создание профессионального театра. Презентация «Русский народный
театр». Театральные термины: Скоморохи.
Практика. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья и
кукольного театра.
5.5.Театр и зритель
Теория. Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Анализ
постановки.
Практика. Театральная гостиная. Просмотр в/записи спектакля (детский спектакль).
Театральные термины: Спектакль, Этикет, Премьера, Аншлаг, Билет, Афиша, Акт, Антракт,
Капельдинер.
5.6. Театральное закулисье
Теория. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Театральные
профессии. Просмотр презентации «В театре» (в/ф «Путешествие в театр»). Театральные
термины: Сцена, Актер, Режиссер, Бутафор, Гример.
Практика.

Творческая

мастерская

«Мы

-

художники»

6. Индивидуальная работа
Подготовка к мероприятиям. Отработка

сценических ролей в индивидуальном

порядке.
7. Работа над спектаклем
Репетиционные занятия - работа над спектаклем.
Практика.

Премьера.

Показ

спектакля

зрителю

(младшим

школьникам,

одноклассникам, родителям (законным представителям несовершеннолетнего учащегося).
Анализ показа спектакля.
* Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше
видов деятельности программы.
8.Заключительное занятие
Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника.
Критерии оценивания
Показатели оцениваемых результатов
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – минимальный уровень.
11

1. Теоритическая подготовка.
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана):
3 балла - высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объём
знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
2 балла - средний уровень (объём усвоенных знаний составляет более ½);
1 балл - минимальный уровень (обучающийся овладел менее чем ½ объёма
знаний, предусмотренных программой).
Владение специальной терминологией:
3 балла - высокий уровень (обучающийся знает специальную терминологию
и умеет ее применять);
2 балла - средний уровень (обучающийся знает все термины, но не
применяет);
1 балл - минимальный уровень (обучающийся знает не все термины).
2. Практическая подготовка.
Практические умения и навыки, предусмотренные программой:
3 балла - высокий уровень (обучающийся освоил практически весь объём
знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
2 балла - средний уровень (обучающийся знает все термины, но не
применяет);
1 балл - минимальный уровень (обучающийся знает не все термины).
Владение специальным оборудованием и оснащением
3 балла - высокий уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не
испытывает особых трудностей);
2 балла - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); 1
балл -минимальный уровень (обучающийся испытывает серьёзные
затруднения при работе с оборудованием).
Творческие навыки:
3 балла- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами
творчества);
2 балла - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе
образца);
1 балл - начальный уровень развития креативности (обучающийся в
состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога).

12

1. Учебное сотрудничество (проявляет учебную самостоятельность, легко
вступает в отношения сотрудничества с педагогом и сверстниками, активно
включается в совместную деятельность, групповую работу, учитывает не
только свои интересы, но и интересы других, выстраивает деятельность на
основе взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма, понимает
собеседника, активно высказывается; умеет формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение – 3 балла; активно принимает участие в работе
группы, стремится к сотрудничеству, бесконфликтному поведению,
пользуется поддержкой педагога в организации совместной деятельности – 2
балла; пассивен в организации совместной деятельности, не стремится к
поиску общего решения, слабая аргументация своего мнения, неумение
разрешать конфликтные ситуации – 1 балл).
2. Самоконтроль. Способность организовать свою деятельность и
оценить результат. (планирует свою деятельность, распределяет учебное
время, навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.
организует своё рабочее место, действует по плану, осознает трудности и
стремится их преодолеть, адекватно оценивает свои действия – 3 балла;
действует по плану, предложенным педагогом, сомневается, нуждается в
поддержке педагога, не уверен в своих действиях и выводах – 2 балл; слабая
организация собственной деятельности, не берется за трудные задания,
безразличен к результату – 1 балл).
3.Информационная культура (осознает познавательную задачу, умеет
слушать, находить искомую информацию, извлекать (компьютерные,
литературные источники), понимает информацию в разных формах (схемы,
модели, рисунки) и может самостоятельно с ней работать – 3 балла; осознает
познавательную задачу, умеет слушать, извлекать информацию с помощью
педагога, требуется помощь в работе с информацией в разных формах
(схемы, модели, рисунки) – 2 балл; не справляется с поставленной
познавательной задачей, не может сам для себя её сформулировать,
самостоятельно не справляется с поиском информационного материала – 1
балл).
Критерии и показатели динамики личностного роста
обучающихся
3 балла – ярко проявляются
2 балла – проявляются
13

1 балл – слабо проявляются
0 баллов – не проявляются
Активность, Организаторские способности (активен, проявляет стойкий
познавательный интерес, целеустремлён, трудолюбив, прилежен, добивается
высоких результатов, инициативен, организует деятельность других – 3
балла; активен, проявляет устойчивый познавательный интерес, трудолюбив,
добивается хороших результатов – 2 балла; малоактивен, наблюдает за
деятельностью других, забывает выполнить задание, результативность
невысокая – 1 балл; пропускает занятия, мешает другим – 0 баллов).
Коммуникативные навыки, умение общаться (легко вступает и
поддерживает контакты, разрешает конфликты конструктивным способом,
дружелюбен со всеми, инициативен, по собственному желанию и, как
правило, успешно выступает перед аудиторией – 3 балла; вступает и
поддерживает контакты, не вступает в конфликты, дружелюбен со всеми,
выступает публично по инициативе педагога – 2 балла; поддерживает
контакты избирательно, чаще работает индивидуально, публично не
выступает – 1 балл; замкнут, общение затруднено, адаптируется в коллективе
с трудом – 0 баллов).
Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность (выполняет
поручения охотно, ответственно, часто по собственному желанию, может
привлечь других, поведение не зависит от наличия или отсутствия контроля –
3 балла; выполняет поручения охотно, ответственно, поведение не зависит от
наличия или отсутствия контроля – 2 балла; неохотно выполняет поручения,
начинает работу, но часто не доводит ее до конца, справляется с
поручениями и соблюдает правила поведения только при наличии контроля и
требовательности педагога или товарищей - 1 балл; уклоняется от поручений,
безответственнен, часто не дисциплинирован, нарушает правила поведения,
не всегда реагирует на воспитательные воздействия – 0 баллов).
Креативность, склонность к исследовательской деятельности (имеет
высокий творческий потенциал, самостоятельно выполняет
исследовательские, проектные работы, является разработчиком проекта,
находит нестандартные решения, новые способы выполнения заданий, может
создать творческую команду и организовать её деятельность – 3 балла; может
разработать свой проект, исследовательскую работу с помощью педагога,
способен принимать творческие решения, но в основном использует
14

традиционные способы решения – 2 балла; может работать в
исследовательско-проектной группе при поддержке и контроле, способен
принимать творческие решения, но в основном использует традиционные
способы – 1 балл; в творческую, проектно¬-исследовательскую деятельность
не вступает – 0 баллов).
Обработка и интерпретация результатов обучения по дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе по показателям:
Предметные (общая сумма баллов)
13 – 15 баллов - высокий уровень
8 – 12 баллов – средний уровень
5 – 7 баллов – минимальный уровень
Метапредметные (общая сумма баллов)
8 – 9 баллов - высокий уровень
6 – 7 баллов – средний уровень
3 – 5 баллов – минимальный уровень
Личностные (общая сумма баллов)
13 – 16 баллов - высокий уровень
9 – 12 баллов – средний уровень
4 – 8 баллов – минимальный уровень
Методическое обеспечение программы


Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, презентации,

фонограммы, карточки для заданий).


Музыкальная фонотека: классическая и современная музыка, театральные

шумы и звуки, звуки природы, аудиотеатр.


Видеотека: записи спектаклей.



Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
Материально-техническое обеспечение



Помещение для занятий – просторный, хорошо проветриваемый класс со

свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в
качестве выгородки, в соответствии с нормами СанПиН.


Элементы театральной декорации (ширмы, кубы, скамейки), костюмы.
15



Компьютер, проектор, экран.



Звуковая аппаратура: динамики, микрофоны

Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вся литература может быть использована педагогом, обучающимся и
родителями
1.

Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок:

5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2.

Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших

школьников. – СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3.

Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой

хореографического произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я
вхожу в мир искусств”), 2008. - 144с.
4.

Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей

дошкольного возраста
5.

Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –

6.

Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебно-

176 с.
методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7.

Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4

класс. – М.: Баласс, 2004. – 48 с.
8.

Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. –

М.: Просвещение. – 1978. – 176 с.
9.

Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические

рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
10.

Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

11.

Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг

12.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М. Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб.,

Речь, 2006. – 208 с.
13.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. –

14.

Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей

168 с.
школьного возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
16

15.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с

англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с.
16.

Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.:

Школьная пресса.. – 2000. – 96 с.
17.

Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ

( “Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18.

Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/ Т.А.

Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160 с.
19.

Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. –

20.

Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе). Методическое

576 с.
пособие. - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21.

Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар

для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22.

Основы актерского мастерства по методике З.Я. Корогодского. - М.: ВЦХТ (

“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
23.

Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских

и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24.

Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая

программа для детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25.

Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир

искусств”), 2008. – 144 с.
26.

Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. -

М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27.

Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-

ПРЕСС.- 2000. – 144с.
28.

Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.

29.

Сальникова Н.Работа с детьми: школа доверия.–СПб.: Питер.–2003.–282 с.

30.

Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и

подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31.

Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.

32.

Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение

сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33.

Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских

театров”), 2008. – 176 с.
17

34.

Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.

35.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности :

Программа и репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
36.

Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию

связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37.

Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. -

М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38.

Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А. Андриянова-Голицина. – М.: ООО

«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I

Наименование

программа «Театр + »

программы:

художественная

II Направленность:
III

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Сведения

об

авторе(ах)
Коваль Юлия Михайловна

1. ФИО
2. Год рождения

1983

3. Образование

высшее

4. Место работы

МУ ДО «ДЮСШ» Газимуро-Заводского района
педагог дополнительного образования

5. Должность

нет

6. Квалификационная
категория
7. Электронный адрес,

89144801580

контактный телефон
IV.
педагогах,

Сведения

yu.coval2014@yandex.ru
о

реализующих

программу
1. ФИО

Коваль Юлия
Михайловна

Веслополова Татьяна
Владимировна

2. Год рождения

1983

1996

3. Образование

высшее

высшее
18

педагог дополнительного

4. Должность

педагог дополнительного

образования

образования

нет

нет

89144801580

89144427764

yu.coval2014@yandex.ru

tanya.vaylina96@mail.ru

5. Квалификационная
категория
6. Электронный адрес,
контактный телефон
V.

Сведения

о

программе
1.Нормативная база

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в РФ»
2.

Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
3.Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской
Федерации" по вопросам воспитания обучающихся
4.Санитарные

правила

СП

2.4.3648-20

"Санитарно-

эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
5.Распоряжение Правительства Российской
от 31.03.2022

Федерации

№

678-р.

Утверждены: Концепцию развития дополнительного образования
детей до 2030 года;
6.Устав общеобразовательного учреждения МУ ДО
«ДЮСШ» Газимуро - Заводского района
2. Форма обучения:

предполагает

смешанное

обучение

очная,

с

использованием дистанционного обучения
3.

Возраст

10 - 17 лет.

обучающихся:
4. Особые категории
обучающихся:

Возможность обучения талантливых детей, детей с особыми
образовательными потребностями

5. Тип программы:

модифицированная

6.Статус программы:

нет
19

VI.

Характеристика

программы
1.

По

срокам

краткосрочная, 1 года, 72 часов

реализации
2. Цель программы:

Развитие

творчески

активной личности воспитанника

средствами театральной деятельности, содействие их жизненному
и профессиональному самоопределению
3.Учебные курсы/

Вводное занятие,

дисциплины/ разделы (в

Театральная игра,

соответствии с учебным

Культура и техника речи,

планом)

Ритмопластика,
Основы театральной культуры,
Индивидуальная работа,
Работа над спектаклем,
Заключительное занятие.

5.Ведущие формы и
методы
образовательной
деятельности

Основной формой организации образовательного процесса
является групповое занятие.
Форма

занятий

–

индивидуальные,

групповые,

коллективная.
Методы:

физических

действий,

метод

действенного

анализа, метод ролевого действия, этюдный метод
Формы
представление,

обучения:
игровое

игровая

пьеса,

театрализованное

театрализованное

представление,

имитационно-игровая театрализация
6.Формы

Наблюдение,

опрос

(анкетирование,

интервью),

мониторинга

самооценка, моделирование, рейтинг участия в мероприятиях

результативности

различного уровня.

7. Результативность

Сформированы знания основных театральных терминов и

реализации

истории театра, культура восприятия сценического действия,

программы

сформирован стойкий интерес к театральному искусству.
Владение навыками актерского мастерства.
Владение навыками сотрудничества и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
20

Устойчивая мотивация к обучению.
Учащиеся будут знать:
Историю театрального искусства, виды и жанры
театрального искусства, театральные профессии.
Этику поведения в театре и в обществе.
Будут уметь:
Управлять своим дыханием и голосом
Формулировать и выражать свою мысль.
Использовать полученные навыки в работе над образом в
сценической постановке
Свободно общаться с партнером на сцене
Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Будут развиты:
Внимание, воображение, память, образное мышление,
эмоциональность.
Художественный вкус.
Речевые характеристики голоса.
Познавательные интересы.
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни
общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает
общительность, открытость, бережное отношение к окружающему
миру, ответственность перед коллективом.
8. Дата утверждения
последней корректировки

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».