СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.
5.
Пояснительная записка……………………………………………3
Цель и задачи программы…………………………………………5
Ожидаемые результаты …………………………………………...6
Учебно – тематический план …………………….………………7
Содержание программы
5.1.Содержание программы 1 год обучения ……………………………….8
5.2.Содержание программы 2 год обучения ………………………………12
6. Условия реализации ………………….…………………………...18
7. Список литературы ………………………………………..............20
1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Серебряный капкан» составлена на основе:
- Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п. 4,
ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42
- Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию программ дополнительного образования.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
- Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детскоюношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района
Направленность туристско- краеведческая
Уровень освоения программы: базовый.
Новизна программы
Новизна
данной
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программы
опирается
на
понимание
приоритетности
воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта обучающегося , его
нравственных, патриотических качеств. В программе «Серебряный капкан» будут
рассмотрены отдельные страницы истории Забайкальского края, его географические и
природные особенности. Начиная с древности и заканчивая сегодняшним днём.
Актуальность программы
Актуальность программы
обусловлена
тем,
что в настоящее время
объясняется тем, что зачастую учащиеся, изучая историю Отечества или всемирную
историю, не знают истории родного края, не могут интегрировать ее в курс Отечественной
и всемирной истории.. к началу ХХ века Забайкалье представляло собой противоречивые
картину. Сколько неразгаданных тайн хранит в себе земля забайкальская! Сколько уже
открытий сделано, а сколько ещё впереди! Человеку нужно знать, куда он уходит своими
корнями, важно передать будущим поколениям опыт, накопленный их предками, важно
научить детей любить свою землю, свою малую Родину.
Один французский философ сказал, что лучшее средство привить детям любовь к
Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Именно от старшего
поколения зависит будущее нашего родного края. Сумеем ли мы, взрослые, посеять в
души наших детей эту любовь, любовь к родной земле, ведь, как известно, что «посеешь,
то и пожнёшь». Как жили люди в Забайкалье в этом ушедшем бурном веке? Каково
будущее Забайкалья? Каково настоящее? Эти вопросы должны быть не только интересны
для юного поколения забайкальцев, но и крайне актуальны.
Педагогическая целесообразность
Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации и д ё т
р а з в и т и е исторического и гражданского сознания, содействует воспитанию
патриотизма, гражданственности, становлению социальной ответственности личности
через отношение к конкретным проблемам развития края, формированию умения
применять полученные сведения для определения собственной позиции в жизни,
реализации возможностей семейного воспитания. Знакомство обучающихся с жизнью
своего края необходимо для развития современного российского общества. Краеведение,
по образному выражению Д.С Лихачёва, способствует формированию «нравственной
осёдлости населения», «чувства Родины».
Отличительные особенности
2
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой
области заключаются в том, что... Программ по краеведению много, но моя
программа составлена на основе краеведческого диктанта, проводимого в Забайкальском
крае, проанализированы вопросы, которые предлагаются в нём, и в соответствии с этими
вопросами составлен учебно- тематический план. Специфика
предполагаемой
деятельности детей обусловлена тем, что основная идея моей программы подготовка, к
краеведческому диктанту. Программа ориентирована на применение широкого комплекса
нетрадиционных форм и методов освоения программы: погружение, привлечение
артистов, интерактивные формы обучения, сотрудничество с музеем, исследовательская
деятельность, изучение краеведческого материала через семейные архивы, рассказы
родителей, бабушек, дедушек, других родственников. Практические занятия по
программе связаны с
использованием совместной работы учащихся и их
родителей по охране и восстановлению памятников истории и культуры села, района.
тестовые задания составленные из вопросов краеведческого диктанта проводимого ранее.
Адресат программы
Программа адресована детям от 11 до 15 лет. Группы комплектуются из учащихся 5-9
классов. При подборе обучающихся главным условием является добровольность и
заинтересованность.
Краткая характеристика возрастных особенностей детей, которые должны учитываться
при реализации программы, чтобы она была результативной.
В возрасте 11-15 лет происходит смена ведущей деятельности. Роль ведущей в
подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации
которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд.
Учение. Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без
которого “нет понимания отношений, лежащих за явлениями”. Мышление в понятиях
дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений
между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы
мышления. Знания становятся личным достоянием ученика, перерастая в его убеждения,
что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность.
Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к
определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.
Общественно полезная деятельность. Пытаясь утвердиться в новой социальной
позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую
социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции
ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая
может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток
оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в
общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще
всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для
подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности,
стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны
взрослых, “создает возможность реализации своей индивидуальности.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие, дети с ОВЗ, инвалиды (не имеющие
медицинских противопоказаний); по желанию состав групп может и изменятся в
зависимости от потребностей ребёнка он может переходить из одной группы в другую,
также могут принять участие и ребята 7-10 лет.
Количество учащихся
3
Количество учащихся в объединении с учетом рекомендаций СанПиН.
Одна группа 10-16 человек; вторая группа 10-17 человек.
Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в
него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов,
инвалидов. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения
объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия будут проходить 2 часа в неделю для
каждой группы отдельно. Всего 72 часа в год, за два года обучения 144 часа. Программа
будет реализована в составе двух групп. Первая группа будет изучать темы связанные с
вопросами для 11-12лет, вторая для 13-15лет. Исходя из анализа краеведческого диктанта
проводимого в Забайкальском крае. Занятия по данной программе состоят из
теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает
практическая часть.
Формы и режим занятий
Форма занятий очная. Приказ №196 предусматривает и электронные формы обучения по
необходимости. Режим занятий соответствует СанПин. Постановлению Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»
Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности:
исследовательского – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая
при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве через разновозрастные
группы, привлечение партнеров, использование объектов социума. Программа модульная,
состоит из 6 модулей, так как содержание заданий краеведческого диктанта предусматривает
знания из области истории, географии, биологии, литературы и искусства Забайкалья
изучение моей программы разбито по этим модулям.
Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом.
Практические занятия организуются только после того, как обучающиеся освоят
теоретическую часть. На этих занятиях проводятся экскурсии, исследовательская и
поисковая работа, обработка полученной информации, составление экспозиций.
Занятия проводятся два раза в неделю по 45 минут. Отдельно для каждой группы
2.Цели и задачи программы
Содействовать воспитанию патриотических чувств и любви к «малой Родине» как части
Отечества, становлению личности обучающегося как достойного представителя
Забайкальского края, который знает, понимает и способен сохранять и приумножать и
познавать природное, культурное и историческое наследие своего региона.
Задачи программы
образовательные: развитие у учащихся основ историко-познавательной, ценностномировоззренческой, социально-коммуникативной, информационной компетентности;
знакомство учащихся со способами анализа событий и явлений истории Забайкалья с
древнейших времен до наших дней с позиции историзма;
метапредметные: развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу
событий в крае, как в прошлом, так и в настоящем, раскрытию причинно-следственных
4
связей, обобщению фактов, ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного
осмысления исторически сложившихся нравственных, гражданских, социальных, этнонациональных, культурных и других ценностей с помощью освоения знаний о регионе;
личностные: формирование патриотизма и уважения к истории, культуре, традициям и
обычаям народов Забайкалья, стремления сохранять и приумножать культурное достояние
своего региона;
3. Ожидаемые результаты
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
К важнейшим личностным результатам изучения программы относятся следующие
убеждения и качества:
-осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и
религиозной группы, локальной и региональной общности;
-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других
народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения программы выражаются в следующих качествах:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную,
общественную и др.;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект,
формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в
различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения программы включают:
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и
человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного
общества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы
исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого
и современности;
-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и
современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную
ценность;
-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний
личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и
культурных памятников своей страны и мира
4. Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы
Количество часов
Вс
Теория
Формы
контроля
аттестации/
Пра
5
его
1 год- 2 год обучения
Раздел1. Модуль «География»
Тема 1. «Символика Забайкальского
края»
Тема 2 «Географическое положение»
Тема3.«Развитие промышленности края».
Раздел 2. Модуль «история».
Тема 1. «Архитектура Забайкалья».
Тема 2. Археологические находки
Забайкалья.
Тема3. «История открытия и развития
края»
Тема 4. «Забайкальская каторга».
Раздел3. Модуль «Биология».
Тема1. «Заповедные места Забайкалья»
Тема 2. «Природа Забайкалья».
Тема 3. «Реки и озера Забайкальского
края..
Тема4. «Животный мир края».
Тема 5. «Проблемы Забайкальского
края».
Тема 6. «Птицы Забайкалья».
Раздел 4. Модуль «Литература
Забайкалья».
Тема 1. «Творчество Забайкальских
поэтов».
Раздел 5. Модуль «Искусство
Забайкалья».
Тема 1. «Поэты -песенники».
Тема 2. «Музыкальное творчество»
Тема3. «Народное творчество
Забайкалья».
Тема4.«Известные деятели Забайкалья»
Раздел 6 «Моя Малая Родина».
Тема 1. «История моего села, района»
итого
ктик
а
11
3
8
Выставка
«Символика
Забайкальского
края»,
Макет
карты
«Забайкалье на карте»
14
6
8
Конкурс макетов зданий,
презентаций
о
декабристах.
15
6
9
Выставка
Забайкалье»
животные,
проблемы)
«Моё
(птицы,
растения,
4
2
2
Творческий
«Гураненок»
конкурс
8
5
3
20
5
15
72
25
47
Выставка
альбомов,
обновление
могилы
красноармейцев,
создание
школьного
музея.
Примечание. На второй год обучения по модулям рассматриваются другие темы.
6
5. Содержание программы
Так как содержание заданий краеведческого диктанта предусматривает знания из области
истории, географии, биологии, литературы и искусства Забайкалья изучение моей
программы разбито по этим модулям.
5.1.Содержание программы 1 год обучения .
Раздел1. Модуль «География»
Тема 1. «Символика Забайкальского края»
Теория: флаг – геральдическое значение цветов флага, герб -элементы герба и их
значения.
Практика: изготовление макетов флага и герба Забайкальского края
Современные географические названия в переводе на эвенкийский язык:
Хилок- Килгэ
Шилка- Силькарь
Яблоневый хребет- Ябылгани-Даба
Ингода -Ингакта и т. д
Тема 2 «Географическое положение»
Города Забайкальского края- Сретенск, Могоча, Краснокаменск
Забайкальский край входит в Дальневосточный федеральный округ.
Каким по площади субъектом Российской Федерации является Забайкальский край?
Площадь Забайкальского края 431,9 тыс. кв.км или 2,5% территории Российской
Федерации. Протяженность Забайкальского края составляет с запада на восток – более 800
км, с севера на юг – около 1000 км. Города расположенные на территории Забайкальского
По данным переписи населения 2010 года в Забайкальском крае 10 городов, 41 поселок
городского типа и 750 сельских населенных пунктов. код субъекта Российской Федерации
имеет Забайкальский край -75
На границе с какими государствами расположен Забайкальский край?. Забайкальский
край — образован в 1 марта 2008 году, в результате объединения Читинской области и
Агинского Бурятского автономного округа. Забайкальский край граничит с Иркутской,
Амурской областями, с республикой Бурятия и республикой Саха, а также с двумя
иностранными государствами: Китаем и Монголией.
Тема 3. «Развитие промышленности края».
Первое золото России.. Укажите полезные ископаемые Забайкальского края а) газ б)
золото в) нефть г) уголь д) вольфрам.
Полезное ископаемое, которое преобладает в Забайкальском крае: В Забайкальском крае
имеются огромные запасы каменного угля и их около 997 млн тонн. Бурый уголь. Его
запас составляет 2,3 млрд тонн.. Минерал, получивший своё название в честь реки
Забайкальского края, на берегах которой он был найден (Чароит)
Раздел 2. Модуль «история».
Тема 1. «Архитектура Забайкалья».
Теория: Часовня Александра Невского. (форма, место нахождения),
Памятник
Александру Невскому (материал из которого изготовлен, дата открытия, место
нахождения, автор памятника).
Иннокентий Жуков -художник скульптор, работа которого стала основой для создания
памятника основателю Забайкальского краевого краеведческого музея Алексею
Кузнецову.
Этот город получил название в память о русском императоре (нерчинск петровскзабайкальский хилок.. Музей «Церковь декабристов» (Чита). В 7 км от Нерчинска, в селе
Калинино, находится самый древний каменный храм на территории от Байкала до Тихого
океана – церковь Успения Пресвятой Богородицы (1712 г.) – соборный храм ныне
разрушенного Нерчинского Успенского монастыря. Это село до 1923 г. носило название
Монастырское. В августе 1938 г. в Чите, в отремонтированном бывшем доходном доме
И.Козлова на углу улиц Амурской и Иркутской (ныне ул. им.П.Осипенко), был открыт
двухзальный кинотеатр «Забайкалец». Сейчас на этом месте здание краевой
администрации. В августе 1938 года во вновь отремонтированном доме Ивана
Ивановича Козлова открылся двухзальный кинотеатр «Забайкалец». Этот театр - один из
старейших театров России, был создан 11 февраля 1935 года по решению Читинского
городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов как Читинский
передвижной театр. С июня 1982 г. театр располагается в здании по ул. Верхоленской.. 11
февраля 1935 года в Забайкалье появился Читинский краевой передвижной театр. Отсюда
и началась история театра кукол в Чите. В 2008 году по итогам конкурса «У театра
появится имя» читинский театр кукол получил название Забайкальский государственный
театр кукол «Тридевятое царство»..
Острог, находящийся в 1658 году в 3-х км. от «Нелюдского» после разрушения и
сожжения тунгусами, был заложен как новый, названный и переименованный в 1662 году
воеводой Толбузиным в «Нерчинский». Острог Баргузин – первый заметный русский
городок в Забайкайле (1648). В следующее десятилетие усилиями Петра Бекетова
отстроено еще несколько острогов (Иргенский, Ингодинский и др.) и основан город
Нерчинск (1658, на месте Нелюдского острога, заложенного в 1654 г.) – столица края,
расположенного восточнее Байкала, на следующие двести лет.
Тема 2. Археологические находки Забайкалья.
Мастерская древнего человека на Титовской сопке (место нахождения, инвентарь).
Сухотино -стоянка на которой были найдены предметы искусства, рог винторогой
антилопы. Шилкинская пещера – череп человека монголоидного типа, похожего на
современных эвенков. Толбага- скульптура голова медведя. Плотбище-что это? Дощаннки
-что это? (для чего использовали, кто пользовался, из чего изготавливали). Ясачные книги
-списки плательщиков ясака по местам проживания, которые составляли служилые людисборщики ясака. Временный укрепленный пункт для размещения служилых людей
называли: стоялый острог.В каком размере брали ясак с переселившихся на русскую
территорию даурских князей согласно окладной ясачной книге 1675 — 1676 годов.
Тема3. «История открытия и развития края» Годом основания города Читы считается.
1653. Первая столица Забайкалья Нерченск.
Казаки основатели города Чита. Русский первопроходец, казак, основатель города Читы:
Пётр Иванович Бекетов (— русский путешественник, землепроходец, воевода,
исследователь Сибири, основатель некоторых сибирских городов, таких как Якутск, Чита,
Нерчинск. 1марта день образования Забайкальского края. 1 марта 2008 года на карте
России появился Забайкальский край. Началась его история. Наши предки создали
великие степные цивилизации, построили на дальневосточных рубежах страны форпост
российской государственности, вместе во всей страной пережили эпоху войн и
социальных потрясений.. Как в 1912 году назвал Читу один из последних военных
министров Российской империи Владимир Сухомлинов, выполнявший большую
8
инспекторскую поездку по Сибири, Забайкалью и Дальнему Востоку? Ермак- казак в 1581
году возглавил отряд для похода в Сибирь.
Тема 4. «Забайкальская каторга». Кто такие декабристы? Николаай Бестужев и его
уникальные собрания акварельных портретов декабристов, их жен, детей, пейзажных
зарисовок окрестностей Читы и видов Забайкалья.
Раздел3. Модуль «Биология».
Тема1. «Заповедные места Забайкалья» Национальный парк Алханай. Заповедники
Забайкальского края Сохондинский заповедник, Даурский заповедник..Заповедники
Федерального значения на территории Забайкальского края. Природные
достопримечательности Забайкальского края: пещеры Хээтей, ледники Кадара,
Мангутская пещера. Наивысшая точка Забайкальского края ПИК БАМ. Титовская сопка принадлежит горной системе -хребет Черского
Тема 2. «Природа Забайкалья». Цасучейский сосновый бор, расположенный в
Цасучейском заказнике Даурского заповедника представлен сосной Крылова. Основные
лесообразующие хвойные породы в нашем крае это лиственница Гмелина и сосна
обыкновенная.
Научные названия растений Забайкальского края с простонародным
1. рододендрон даурский
2. тимьян
3. родиола розовая
4. прострел
1-б, 2-в, 3-г, 4-а.
а) подснежник
б) багульник
в) чабрец
г) золотой корень
Символ Забайкальского края цветущий багульник. Ядовитые растения Забайкальского
края . Растения, занесенные в Красную книгу Забайкальского края. Дикорастущие
растения, употребляемые в пищу жителями Забайкалья. Лекарственным растением,
произрастающим на территории Забайкальского края. Растения болотного сообщества.
Реликтовые растением, произрастающие на территории Забайкальского края, (водяной
орех, (рогульник). Растения степного сообщества Ядовитые грибы произрастающие в
лесах Забайкальского края.
Тема 3. «Реки и озера Забайкальского края. Озера Забайкальского края а) Арей б)
Халанда в) Байкал г) Арахлей д) Яровое. Самое большое озеро в Забайкальском крае:
арахлей Реки , которые полностью находятся на территории Забайкальского края:: В ее
пределах насчитывается 14 рек, относящихся к самым крупным водотокам России, длина
которых более 500 км. Из них только пять рек полностью находятся на территории края:
Газимур, Ингода, Калар, Нерча и Шилка.
Тема4. «Животный мир края». Консументом первого порядка в лесном сообществе
является (сибирская косуля).. Типично тундровые виды животных Забайкалья :(белая
куропатка, альпийская пищуха).. Самый крупный представитель оленей Забайкалья изюбр.
9
Тема 5. «Проблемы Забайкальского края». Экологические проблемы в Забайкальском
крае: вырубка лесов, лесные и степные пожары.
Тема 6. «Птицы Забайкалья». Птицы , которые занесены в Красную книгу
Забайкальского края.
Раздел 4. Модуль «Литература Забайкалья».
Тема 1. «Творчество Забайкальских поэтов». Граубин Г.Р -его произведения.
Основная тема стихотворений Забайкальских поэтов В. Кобисского «Совесть», Е.
Кузьминой «О, детство мое голопятое…», Б. Макарова «Наследство», В.Полякова
«Военное время, суровое время», Г. Граубина «Хлебные карточки».
Автор стихотворных произведений: «Случай на улице», «Рогатый дворник», «Для чего?»,
«Волшебный карандаш», «Удивительные дети», «Радость». Н.В. Ярославцев.
Автор коротких юмористических рассказов, а затем полностью перешла на жанр детского
детектива Алла Озорнина.
Произведения для детей забайкальского поэта, прозаика М.Е. Вишнякова
Виктор Булыгин, забайкальский поэт и прозаик: создавший сказку в стихах «Два
туриста», повести «Вадимка», «Сын каюра», в которых воспевается красота таёжного
Забайкалья, его смелых, благородных и умелых людей.
Стихотворения «Моё Забайкалье», «Родину пою», «Родине», «Дыхание родной степи»,
«Признание», посвящённые родному краю? Арсалан Жамболон.
Книги автора забайкальского поэта, прозаика и публициста Бориса Макарова. Рассказ
забайкальского писателя Алексея Егорова о невероятной истории дружбы охотника и
лесного зверька «Лютый».
Дерево в рассказе забайкальского писателя Ю. Воложанина «Оберег», изначально
обладавшее такими качествами, как жестокость, гордыня и эгоизм, смогло исправиться и
подарило людям необычные обереги: твёрдые наросты, пирамидки разных размеров,
различные фигурки?
(берёза).
Раздел 5. Модуль «Искусство Забайкалья».
Тема 1. «Поэты -песенники». Государственный камерный оркестр джазовой музыки,
Забайкальская краевая филармония названы в честь легендарного российского джазмена и
нашего земляка: Лундстрем Олег Леонидович
Забайкальский композитор, автор музыки гимна Международного детско-юношеского
фестиваля «Гуранёнок»: Аверьянов Леонид Георгиевич.
Тема 2. «Музыкальное творчество» «Хронограф»- исторический журнал, учрежденный
региональной общественной организацией
«Забайкальское общество любителей
истории», выходящий с декабря 2012 г.».
Телевизионный вокальный конкурс, в котором в первом сезоне 2017 года финалистом
стал 10-летний школьник из г. Петровск-Забайкальский Виталий Толочкин «Ты супер»
Конкурс имени Будашкина Николая Павловича - конкурс оркестров и ансамблей
народных инструментов проводится в Забайкальском крае не одно десятилетие.
Тема3. «Народное творчество Забайкалья». Народный праздник бурят, русских
10
На этот праздник ребятишки, молодёжь, старики — все высыпают из
изб за ворота. Катаются на санках, пекут блины, сжигают соломенное
чучело.
Масленица
Празднование связано с новым годом по лунному календарю. К
празднику готовятся подарки. Самым почётным и уважаемым гостям
обычно дарят хадак, это длинный шарф из шёлка голубого цвета.
Готовятся праздничные блюда из мяса: баранья голова, буузы (позы),
бухлёр (суп из баранины).
Сагаалган
Дугжууба — религиозная буддийская церемония . Жанр фольклора улиигер- былина.
Ежегодный Международный фольклорный фестиваль «Семейская круговая». День
Города - традиционно отмечается в краевой столице в последнее воскресенье мая.
Район Забайкальского края, где особенно бережно относятся к сохранению самобытного
культурно-исторического наследия семейских: красночикойский.
Тема 4. «Известные деятели Забайкалья»
Алексей Павлович Окладников. Он был советским учёным-археологом, получил звание
академика. Под его руководством были исследованы поселения «Ошурково», «Санный
мыс», мастерская на Титовской сопке, а также неолетические стоянки в долинах рек
Ингоды, Шилки, Онона и др. Благодаря этому учёному при Читинском государственном
педагогическом институте им. Н.Г.Чернышевского в 60-е годы XX века начинает свою
работу археологический отряд».
В 2004 году читинский художник Леонид Степанович Рыжов преподнес в дар городу 79
своих работ. Среди них и городские, и пригородные пейзажи, натюрморты, виды старой
Читы. В ответ администрация города во главе с мэром Анатолием Михалевым приняла
решение о предоставлении в новом многоквартирном доме площади в 274 квадратных
метра под картинную галерею.
Среди первых известных ссыльнопоселенцев Забайкалья, давших литературное описание
Даурских земель, был протопоп Аввакум Петров – священник, литератор.Владимиру
Федоровцу забайкальскому художнику установлена памятная доска на музейновыставочном центре Забайкальского края.
Раздел 6 «Моя Малая Родина».
Тема 1. «История моего села, района» Изучение истории поселения, названия улиц,
героев живущих среди нас, воинов интернационалистов, создание альбома фронтовиков,
труженников тыла. Изучение истории памятника «Борцам революции», «могилы героям
красноармейцам». История дома.
5.2.Содержание программы 2 год обучения .
Раздел1. Модуль «География»
Тема 1. «Символика Забайкальского края»
Тема 2 «Географическое положение»
Крайняя северная точка (580 27; с.ш.) Забайкальского края находится на территории
района: Каларского.Разница во времени Забайкальского края с Москвой составляет: 6
часов
11
Какой вид транспорта отсутствует на территории края? Крайняя южная точка (490 08;
с.ш.) Забайкальского края находится на территории: Кыринского района. Забайкальский
край в 8 часовой пояс.
Тема 3. «Развитие промышленности края».
В 1887 г году начались первые промышленные работы по добыче угля на территории края
Самая молодая отрасль горной добычи на территории края. Добыча: олова одна из
старейших отраслей горной промышленности на территории Забайкальского края
Для разработки Усть – Карийского золотоносного месторождения в 50-е гг. XIX века
сосредоточили более 4 тыс. рабочих. Условия их жизни и труда оказались крайне
тяжёлыми, всё это привело к большим людским потерям. Эти события стали именовать:
«разгильдеевщиной». В честь Забайкальского ученого, исследователя, минералога
назвали новый минерал, найденный на Камчатке Г.А. Юргенсон
Раздел 2. Модуль «история».
Тема 1. «Архитектура Забайкалья».
История возникновения деревянной арки в Чите (где находится, по какому случаю
сделана, где встречается её описание, кто автор книги, когда она была возведена).
Каменная часовня на Атамановской площади построена 13 июля 1890 года и освящена
(какое событие способствовало её построению).
В мае 2014 г. в Чите был открыт памятник российскому государственному деятелю, по
чьему настоянию была учреждена в 1851 г. Забайкальская область с центром в Чите.
Николай Муравьев-Амурский..
Американский журналист Дж.Кеннан в 1866 г. так описал интерьер этого известного в
крае здания: «Паркетные полы, шелковые занавески, дорогие обои, цветные стекла в
окнах, роскошные канделябры, атласная мебель, старинные фламандские картины,
мраморные статуи, фамильные портреты кисти знаменитого художника Маковского и
большая оранжерея, засаженная пальмами, лимонными деревьями и редкими
тропическими орхидеями – кто бы мог ожидать встретить такое великолепие в частном
доме в Восточной Сибири, почти в 5000 милях от Петербурга». Бутинский дворец в
Нерчинске.
В начале 1970-х годов фасад этого здания, построенный в стиле позднего классицизма,
«снялся» в роли Читинского банка в фильме «Даурия» по роману Константина Седых. У
главного входа была снята сцена побега анархистов после ограбления, на кадрах
отчётливо видны балюстрады холла, очертания фасада и узорчатые ограждения балкона
над входом. Что находится в этом здании сейчас?
В 1897 г. в Забайкалье началась прокладка Транссиба. Спустя два года, в июне 1899 г. в
начале Софийской улицы (ныне ул.им.Бутина), в южной части Атамановской площади
был заложен первый камень в фундамент специализированного здания, строительство
которого было завершено в 1903 г. Здание расширяли в 1937 г. и в 1972 г. за счет
пристроек к главному корпусу. За время существования здание никогда не меняло своего
предназначения. О каком здании идёт речь?
Тема 2. Археологические находки Забайкалья.
Операции по обработке каменных орудий труда древнего человека эпохи неолита,
которые встречались в Забайкалье шлифование, сверление. В XIX веке в Забайкальской
области захватное землепользование приобрело форму лесных расчисток, они
12
признавались собственностью хозяев. Такие формы землепользования в Забайкалье
именовались «сорокалетия». Добыча золота во второй половине XIX века в Забайкалье
осуществлялась силами рабочих, которым выплачивали положенное количество
золотников за право работы – «положение», их именовали золотничники. Как называлось
Забайкалье в летописях и сказаниях о нашем крае? Даурия. Промыслово-оленеводческая
деятельность эвенков закрепилась главным образом в: северных районах Забайкалья.
Тема3. «История открытия и развития края». О забайкальских казачьих
формированиях регулярного типа» как о военном средстве шла речь в докладе Н.Н.
Муравьёва от 15 мая 1849 года, когда задумывалось Забайкалье сделать плацдармом для
освоения Амурского края. Павел Иванович Запольский был первым забайкальским
военным губернатором. Связь выдающегося российского и советского хирурга, доктора
медицинских наук, доктора богословия, лауреата Сталинской премии Владимира
Феликсовича Войно-Ясенецкий с Читой.
Тема 4. «Забайкальская каторга».Самый трудный период в жизни декабристов при
отбывании наказания они находились на Благодатном руднике, в Акатуе и Горном
Зерентуе.. Жены декабристов. Роль декабристов в развитии Забайкальского края.
Раздел3. Модуль «Биология».
Тема1. «Заповедные места Забайкалья». Природный ландшафтный заказник
«Нерчуганский» на 252,6 тысячи гектаров в Тунгокоченском районе, особо охраняемая
территория появилась в Забайкальском крае в декабре 2019 г. Заповедники Регионального
значения на территории Забайкальского края. Гора Паласа водораздельная гора, «великий
исток» уникальная гора. С ее склонов поверхностный сток осуществляется сразу в три
крупные реки: Енисей, Лена и Амур. 19 февраля 2018 г. премьер-министр России Дмитрий
Медведев подписал документ о создании: Национального парка «Кодар».
Тема 2. «Природа Забайкалья».Дуб монгольский. Насекомые которые занесены в
красную книгу Забайкальского края .Растение , произрастающее в водоемах Забайкалья,
может питаться рачками и другими мелкими животными? Какой фитоценоз можно
назвать степью? Самые распространенные хищные насекомые в лесных сообществах
Забайкалья муравьи. Виды ядовитых змей которые встречаются в Забайкалье
обыкновенный щитомордник.
Тема 3. «Реки и озера Забайкальского края. В водоемах Забайкалья обитают личинки:
Тип питания является основным для большинства рек Забайкальского края- дождевое.
Ивано-Арахлейская группа озер- Иргень, Иван, большой Ундугун. Чарская группа озер.
Тема 4. «Животный мир края» Самое маленькое млекопитающее, обитающее в
Забайкальских лесах это: малая бурозубка. Вид рыб завезён человеком из соседнего
региона и вселён в некоторые водоёмы Забайкальского края омуль байкальский. Кот
манул охраняется на территории Даурского заповедника. Порода овец в XIX веке
обладала выдающейся приспособленностью к условиям пастбищного содержания и
давала возможность местному населению без особых хлопот и труда разводить довольно
большие стада на просторах приононских и даурских степей. Животное проводит зиму в
спячке – медведь.
13
Тема 5. «Проблемы Забайкальского края». Эндемичным заболеванием, встречающимся
на территории Забайкальского края, является: болезнь Кашина-Бека (уровская болезнь).
Перевыпас скота деятельность человека приводит к развитию процессов опустынивания в
Забайкальском крае.
Тема 6. «Птицы Забайкалья». Птицы, типичные обитатели населенных пунктов в
Забайкалье. Птицы - обитатели Забайкальских лесов большой пестрый дятел,
обыкновенный поползень, каменный глухарь и т д. Птицы которые относятся к
околоводным обитателям водоёмов Забайкалья.
Раздел 4. Модуль «Литература Забайкалья».
Тема 1. «Творчество Забайкальских поэтов». Поэтический памятник древнерусской
литературы «Слово о полку Игореве» М.Е. Вишняков. «Тайга -мой дом» -Кузаков
Николай Дмитриевич.
Повесть для детей Н. Т. Ященко «Босоногая команда»
Стихи к песне «Частица Родины» («Там, где сопки, сопки, сопки, сопки, да тайга…») о
Забайкалье) Г. Юрье.
Один из первых и почти «неведомых» поэтов Забайкалья, родившегося в Благодатном
руднике Нерчинского горного округа, написавшего баллады «Казак», «Кузнец»; поэмы
«Авван и Гайро», «Шаманка». Стихотворение «Вечер на берегу Байкала», «К бурятке» и
др.
Метод, по мнению литературоведов, характерен для произведений члена Союза писателей
СССР (России), лауреата премии губернатора Забайкальского края в области литературы
им. Михаила Вишнякова, автора повестей и рассказов о Забайкалье Олега Димова:
Кому из писателей забайкальский прозаик Василий Балябин предлагал написать книгу о
Забайкалье, и даже собирал для него материалы и документы о становлении советской
власти в Даурии?
Творчество этого художника нашего земляка — новое явление в мировом
изобразительном искусстве. Его монументально-ландшафтная скульптура «Отец Байкал
— Байкал-Баaбай» установлена на острове Ольхон озера Байкал: Даши Намдаков.
Книги забайкальского поэта, прозаика и публициста Бориса Макарова представленые
широкой публике в рамках Литературного праздника «Забайкальская осень» в 2020 году
Золотые зимородки, знамя победы.
Раздел 5. Модуль «Искусство Забайкалья».
Тема 1. «Поэты -песенники». Забайкальский композитор, поэт-песенник, музыкант,
педагог, в основе творчества которого лежит песенный фольклор бурятского народа;
автора музыки к спектаклю Г. Кобякова «Кони пьют из Керулена»:
Николай Кузаков в 1998 году награждён медалью «За заслуги перед Читинской
областью»
Фольклорная песнь 2-й пол. XVII века «Во сибирской во украине, во Даурской стороне»
(вар.: «Во сибирской украине, во Доурской стороне»), записанная в XIX в. сказителем
Киршей Даниловым, рассказывает: об осаде Кумарского острога.
Детство и юность этого российского музыканта, поэта, композитора, создателя и лидера
группы «Калинов мост», прошло в Забайкалье, в п.Первомайский Шилкинского района.
Назовите его имя:
Тема 2. «Музыкальное творчество». В январе 2014 г. в Забайкалье появился новый
самобытный фольклорный хоровой ансамбль. Название коллектив взял от одного из
названий поселения на месте слияния Читинки и Ингоды.«Слобода Читинская».
14
Читинская Студия гитарной песни, основанная в 1997 г. забайкальским бардом
Константином Шлямовым. Самый популярный рок-фестиваль Забайкалья «Серебряная
река».
Тема3. «Народное творчество Забайкалья». Верхнеудинская, самая крупная ярмарка
Забайкальской области в XIX веке, где велась торговля мануфактурными изделиями
которая действовала с 18 января по 1 февраля каждого года и снабжала область,
товарами, произведёнными в Европейской России и Китае.
Населённый пункт Забайкальского края в котором в начале XIX в. осуществлял
деятельность литературно-краеведческий кружок. Его участники выпускали журнал
«Реставрационный листок», в котором освещали не только местную жизнь, но и вопросы
широкого общественного и литературного значения (судьбы Сибири, народная поэзия,
тунгусские легенды и др.).
Кузаков Николай Дмитриевич По мотивам легенд забайкальского писателя Театром
национальных культур «Забайкальские узоры» поставлен этноспектакль «Лунные
колокола».
О жизни небольшого поселка в Забайкалье Даурия накануне первой мировой войны и в
годы Октябрьской революции поставлен широкоформатный фильм по одноименному
роману Константина Седых. Даурия.
Тема 4. «Известные деятели Забайкалья». Юрий Соломин наш земляк является
художественным руководителем Государственного академического Малого театра России
в Москве.
Какому выдающему деятелю – купцу и предпринимателю принадлежат эти слова:«Если
вы хотите оставить страну пустынной, бедной и закабаленной, вывозите из нее сырье. Но
если вы хотите видеть ее населенной, цветущей, если вы хотите, чтобы пути окупались, то
поощряйте ее местную заводскую промышленность, развивайте промыслы, земледелие и
облегчайте внутренние пути ... Истинная коммерция должна нести человечеству благо и
всемирное улучшение человеческих условий»?.
Кому из купцов и предпринимателей Забайкалья присудили «Гран-при» в 1912 г. на
Всемирной выставке в Париже за проект собственного дворца?
Кто из местной знати в XVII в., перешедший из монгольских земель в земли Нерчинского
острога под защиту великих государей Российского государства прибыл и получил от
русского царя князья Гантимуровы.
Афанасий Пашков государев человек, человек большого ума, сильной воли сам
пожелавший стать во главе новой Даурской земли, писал царю: «богатая Даурская земля
будет новым Сибирским государством». Впоследствии его стали называть первым
администратором земли Даурской.
Что было подарено в декабре 1852 года на основании собственноручно подписанной
Николаем I особой грамоты четырём конным полкам и двенадцати пешим батальонам
Забайкальского казачьего войска?
В 1888 г. Степан Алексеевич Шумов взял в аренду участки земли с золотыми россыпями
на реке: Кручина.
15
Известно, что Н.Г. Чернышевский был сослан в Сибирь и отбывал каторгу в с. Кадая
Калганского района. Укажите имя поэта, современника и друга Н.Г. Укажите имя поэта,
современника и друга Н.Г. Чернышевского, который отбывал ссылку в этом же селе:
Михаил Михайлов.
На первой сельскохозяйственной выставке (1862) в Чите среди преуспевших ее
участников за успехи в полеводстве был отмечен похвальным отзывом протоирей: Е.
Боголюбский.
Раздел 6 «Моя Малая Родина».
Тема 1. «История моего села, района»
Изучение истории поселения, названия улиц, героев живущих среди нас, воинов
интернационалистов, создание альбома фронтовиков, труженников тыла. Изучение
истории памятника «Борцам революции», «могилы героям красноармейцам». История
дома.
16
Календарный учебный график программы «Серебряный капкан»
№ п\п
Дата
Форма
проведения занятия
1
03.09.2019
Тема
Основное
содержание
Что изучает
краеведение.
Источники
краеведческих
знаний.
Количество
Место
Форма
часов
проведения контроля
Календарный учебный график составляется для каждой группы, обучающейся по одной
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
6. Условия реализации программы .
Материально-техническое
обеспечение:
характеристика помещения
для занятий по программе,
перечень
оборудования,
инструментов и материалов
необходимых
для
реализации программы.
Учебный
кабинет,
в
кабинете
имеется
интерактивная
доска,
проектор,
принтер,
колонки, оборудован выход
в интернет, классная доска,
столы
и
стулья
для
обучающихся и педагога,
шкафы
для
хранения
учебных пособий.
карты, задания по темам,
тренажёры, составленные
из заданий ВПР из раздела
по краеведению, бланки
составленные из вопросов
краеведческого диктанта.
Некоторые
карты
по
истории
Отечества,
Портреты
исторических
деятелей,
Атласы
по
истории Забайкалья,
Информационное
Кадровое
обеспечение:
обеспечение: аудио, видео, педагоги
занятые
в
фото, интернет- источники реализации
программы,
квалификация,
критерии
отбора
Фильмы о Забайкалье,
видеоролики о
первопроходцах
открывателях Забайкалья,
Электронные ресурсы:
«Забайкалье. Страницы
истории», «Великие люди
Забайкалья» DVD.
http://www.zabedu.ru/.
https://minobr.75.ru/
фисоко.
Разработки
учебных
занятий,
конкурсов,
рекомендации
по
проведению
исследовательской
деятельности,
список
рекомендуемой литературы
для
самостоятельной
деятельности,
перечень
исследовательских
и
проектных работ,
Учитель
истории
обществознания
Овчинникова ИА,
Коренева
Эльвира
Владимировна
учитель
русского
языка
и
литературы, Домошонкина
Анна Линуровна учитель
биологии географии.
Связь с социумом поселения
Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в
общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение
позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной
степени использовать для реализации программы взаимодействие с социумом поселения,
активно откликаться на поступающие предложения и самим проявлять инициативу, тем
более возможность выхода коллектива за рамки школы повышает уровень значимости для
коллектива.
Взаимодействие с культурно-досуговым социумом подразумевает посещение выставок в
районном музее, активное подключение к видеоконференциям посвящённым Забайкалью,
посещение библиотек поселения и района, работа в архиве района, взаимодействие с
жителями поселения.
Очень важным является взаимодействие с организациями, ведущими работу по
гражданско-патриотическому воспитанию.
Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации
образовательных результатов
Видеозапись, грамота, готовая работа,
журнал
посещаемости,
материал
анкетирования, методические разработки
занятий, перечень готовых работ по
исследованию, фото, отзывы детей, статья
в газету.
Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов
Выставки, карты, готовое изделие его
демонстрация, защита проектов, конкурсы,
научно-практическая
конференция,
портфолио,
результаты
участия
в
краеведческом
диктанте,
результаты
участия в заочных конкурсах по
краеведению, результаты ВПР.
Оценочные материалы.
4.8. Тексты краеведческого диктанта задания Диктанта разрабатывает методическая
комиссия, сформированная из числа сотрудников ГУ ДПО «Институт развития
образования Забайкальского края»., тексты вылаживают на сайте Министерства
образования, науки и молодежной политики Забайкальского края https://minobr.75.ru/
Результаты работ участников Диктанта фиксируются в итоговой таблице
в разделе «Краеведческий диктант» http://www.zabedu.ru/.
вопросы используемые в ВПР по краеведению.
Методические материалы.
Формы и методы организации учебного занятия.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса нетрадиционных форм и
методов освоения программы. Разные формы учебного занятия: погружение, привлечение
артистов, интерактивные формы обучения, сотрудничество с музеем, исследовательская
деятельность, изучение краеведческого материала через семейные архивы, рассказы
родителей, бабушек, дедушек, других родственников. Методические приёмы: малая
дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, работа с документом,
экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения исторических
памятников, беседа с ветеранами, интервью. Посещение выставок, музеев, сотрудничество
с социумом. Участие в видео-конференциях, работа с архивными документами, выставки,
походы. Применение кейс-метода, мозговой штурм, ИКТ, метод-проектов.
Дидактические материалы.
Фильмы о Забайкалье, видеоролики о первопроходцах открывателях Забайкалья, карты,
задания по темам, тренажёры, выполнение заданий ВПР из раздела по краеведению,
бланки составленные из вопросов краеведческого диктанта. Некоторые карты по истории
18
Отечества, Портреты исторических деятелей, Атласы по истории Забайкалья,
Электронные ресурсы: «Забайкалье. Страницы истории», «Великие люди Забайкалья»
DVD.
№
п/п
Название раздела Материально-техническое Формы, методы, Формы
темы
оснащение,
дидактико- приемы
подведения
методический материал
обучения
итогов
7. Список литературы
Литература использованная при составлении программы и работе педагога.
1. Основой написания программы «Серебряный капкан» послужили следующие
документы
Конституция РФ
Закон «Об образовании»
Конвенция ООН о правах ребенка
Концепция воспитательной работы школы
История Забайкалья региональный компонент государственного образовательного
стандарта общего образования по отечественной истории. Проект. Авторы
составители Е,А Бахметьева, С,в, Кузбмина, И.Ю. Портнягина. Чита 2004.
ЧИПКРО
Программа для общеобразовательных школ «История Забайкалья». Авторы
составители Е,А Бахметьева, С,в, Кузбмина, И.Ю. Портнягина. Чита 2004.
ЧИПКРО
Поурочное планирование к учебной книге «Страницы древней истории
Забайкалья». Часть 1, 2. Методическое пособие. Автор составитель И.Ю.
Портнягина. Чита 2004. ЧИПКРО.
Забайкалье в ХХ-начале ХХ1 вв. часть1. Учебная книга для учащихся средних
общеобразовательных школ. ФГУП «Читинская областная типография». 2007
учебная книга подготовлена Е.О Мышко учителем истории и обществознания
средней школы п. Большая Тура Карымского района. Рекомендована к печати
редакционно-издательским советом Читинского института повышения
квалификации работников образования.
Литература и источники информации для обучающихся и родителей.
1. Балябина В. Аргунеи. – Иркутск, 1988 г.
2. Бахметьева Е.А. Забайкалье в XVII – XVIII вв. – Чита, 2002.
3. Боевая слава Забайкалья (Забайкальцы на фронтах Великой Отечественной войны).
Библиографический указатель литературы. - Чита, 1971.
19
4. Василевич Г.М. Эвенки. Историко-географические очерки (XVIII - начала XX вв.).
- Л.: Наука, 1969.-303 с.
5. Василевский В.И. Борьба за Советскую власть в Забайкалье. - Иркутск, 1970.
6. Васильев А.П. Забайкальские казаки. Исторический очерк. Ростов/Дону,1991.
7. Восточное Забайкалье. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство,
1968 г.
8. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. - М.,1960-1963. - т.1-5.
9. Гессен. Во глубине сибирских руд.
10. Годы и люди. Статьи и очерки об участниках борьбы за Советы в Забайкалье. Чита, 1960. - 415 с.
11. Граубин Г. Серебряный капкан. - Иркутск 1993 г.
12. Грунин Г.В., Сюткина Е.А. Трудящиеся Читинской области в годы Великой
Отечественной войны. Иркутск – Чита, 1969 г.
13. Грунин Г.В. Борьба за Советы в Забайкалье. – Чита, 1947 г.
14. Гумилев Л.Н. Хунну. Степная трилогия. - С-Пб, 1993, 220 с.
15. Дворниченко Н.Е. Земля за Байкалом. - Иркутск, 1970.
16. Декабристы и Сибирь. – Новосибирск, 1977 г.
17. Егунов Н.П. Очерки истории Дальневосточной Республики. - Улан-Удэ, 1972 г.
18. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, Восточно-сибирское книжное издательство, 1979.-366 с.
19. Забайкалье: Некоторые аспекты истории края. Межвузовский сборник научных
трудов. Чита, 1993 г.
20. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.). - Новосибирск: "Инфолио-пресс",
1998.
21. История Забайкалья. - Иркутск, 1984.
22. История Сибири. т.2-5. - Л.: Наука, 1968.
23. История Сибири, т. 3, т. 5 - История Забайкалья I середина II тыс. н. э. – Иркутск,
1984 г.
24. Карабанов В. Маккавеевская голгофа. – Чита, 1993 г.
25. Кириллов И.И., Конюхова А.Е. Памятники неолита и ранней бронзы в долине
Ингоды. Ученые записки ЗабГПУ. Выпуск 18. - Чита, 1968 г.
26. Кириллов И.И., Рижский М.И. Очерки древней истории Забайкалья. - Чита, 1973.
27. К России любовью горя. Декабристы в Восточном Забайкалье. – Иркутск:
Восточно-Сибирское книжное издательство, 1976.
28. Ковычев Е.В. История Забайкалья. I - сер. II тыс. н.э. - Иркутск, 1984. - 81 с.
29. Константинов М. В. Исследователи Древнего Забайкалья. – Чита, 1994 г.
20
30. Константинов М.В., Константинов А.В. Древность и
средневековья.//Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: в 2 т., т.1: Общий
очерк /гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. - Новосибирск: Наука. - т.1, 2000. - с. 133-147.
31. Косых В.И. Забайкальская епархия накануне и в годы первой Российской
революции. - Чита: ЗабГПУ, 1999.
32. Краеведы и литераторы Забайкалья. Библиографический указатель.
Дореволюционный период. – Чита, 1981.128 с.
33. Крушанов А.И. Борьба за власть Советов на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Владивосток, 1961. -145 с.
34. Мошкина З.В. Нерчинская политическая каторга. Вторая половина XIX века. Чита: ЗабГПУ, 1998.
35. Немеров В.Г. Чита, история - памятные места. – Чита, 1994 г.
36. Очерки истории Читинской областной организации КПСС. – Иркутск, 1986 г.
37. Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. –
Москва, 1982 г.
38. Портнягина И.Ю. Страницы древней истории Забайкалья: Учебная книга для
учащихся средних общеобразовательных школ - Чита: Поиск, 2000, 128 с.
39. По следам древних культур Забайкалья /сб-к научных статей - Новосибирск, 1983 г.
40. Проблемы краеведения /сб-к статей/ Чита, 1983 г.
41. Проблемы комплексного изучения человека. Человек в условиях Забайкалья.
Материалы региональной научно-практической конференции. – Чита, 1995 г.
42. Рижский М.И. Из глубины веков. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1965 г.
43. Революционное движение в Забайкалье (1905-1907 гг.). - Чита, 1955.-447 с.
44. Секерин В.П. Религии на карте Забайкалья. - Чита,1995.
45. Тумунов Ж. Т. Очерки из истории Агинских бурят. - Улан - Удэ, 1988. -174 с.
46. Хрестоматия по истории Читинской области. - Иркутск-Чита, 1972.
47. Сергеев М. Д. Несчастью верная сестра. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1992 г.
48. Семина Л.В. Материалы диссертации - Труды Дальневосточной археологической
экспедиции Т.1 М. и А. , N86 - М.-Л., 1960 г.
49. Хрестоматия по истории Читинской области В.С.К.И. Читинское отделение, 1972 г.
50. Чита. Справочник-путеводитель. – Чита, 1959 г.
51. Энциклопедия Забайкалья
52. Интернет ресурсы
21