1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная Программа разработана с учетом требований следующих документов: 1.Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст. 2 п. 14 2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 18.11.2015. Министерство образования и науки РФ 4. СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 5. Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района Направленность – техническая. Дополнительная образовательная модифицированная программа «От презентации к видеороликам» реализуется в рамках технической направленности. Содержание программы предусматривает развитие навыков у учащихся работы с мультимедийными презентациями и конструктором видеороликов. Так как данный кружок предлагается преподавать для учащихся 9-14 возраста, то необходимо учитывать возможности и особенности учащихся данного возраста, школа является малокомплектной и численность детей соответственно не большая, поэтому в группе занимаются дети такой возрастной разницы. Поэтому занятия в кружке включают в себя, сначала создание мультимедийных слайдов и презентаций. Затем практическое освоение техники создания мультипликационных фильмов, и только после этого на основе полученных знаний и умений создание монтажа и постобработки видео. Каждый учащийся создает личностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие презентации с несколькими слайдами, затем компьютерные игры и только потом целостные видеоролики для конкурсов и защиты проектов. В результате освоения курса ученик овладевает необходимым инструментарием и способами его применения. Курс «От презентации к видеороликам» поможет в деловой жизни, как ученику, так и взрослому человеку при создании сообщений, рекламы, «живых» объявлений, анимированных поздравительных открыток, заинтересует учащихся таким увлекательным предметом как информатика. Данная образовательная программа опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания. Умение представлять информацию в виде удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации. Новизна образовательной программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию экологической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уйти в виртуальный мир”, учит видеть красоту реального мира. Отличительной особенностью является и использование нестандартных материалов при изготовлении поделок в технике флористики. А компьютер помогает увидеть необычную форму листочка, травинки, обратить внимание на лепестки неприметного полевого цветка, красоту крыльев бабочки. А педагог с помощью данных технологий учит ребёнка увидеть неброскую красоту родного края, старается разбудить в нем художника, развивает собственное видение мира. Актуальность программы Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми - одно из условий образовательной компетентности ученика, мультимедийные презентации наиболее популярное и доступное средство представления текстовой, графической и иной информации. Основа компьютерного кружка по информатике – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информацией – анализировать информацию, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач. Педагогическая целесообразность программы. В период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные средства и методы. Это добавляет новую цель в образовании – формирование уровня информационной культуры, соответствующего требованиям информационного общества. Наиболее полно реализовать поставленную цель, призвана образовательная область «информатика». Учитывая отсутствия в рамках учебного плана с 2-7 классы предмета «информатика», актуальной представляется разработка программы данного курса внеурочного занятия. Цель программы – развитие у учащихся личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным мультимедийным технологиям и ресурсам. Задачи: стимулирование познавательной деятельности обучающегося; развитие коммуникативных навыков у учащихся; развитие творческих способностей личности обучающегося; поддержание стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию; развитие практических навыков по использованию приложения MS PowerPoint. организовать совместную работу детей разных классов по теме съемки, монтажа и постобработки видео; оздание условий для развития нравственного, творческого потенциала ребенка через приобщение к кинотворчеству и киноискусству. формирование умений создавать творческие фото(видео)фильмы различной целевой направленности; развитие практических навыков по использованию приложения конструктора игр; профессиональное самоопределение учащегося. Методы обучения Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной, индивидуальной работы по практическому созданию проектов. Конкретная программная среда рассматривается с позиции приобретения учащимися технологических навыков работы с программным инструментарием на основе моделирования объектов, процессов, информационных продуктов. Преобладающий тип занятий – практикум. Все задания курса выполняются с помощью персонального компьютера в приложениях Power Point, конструктора мультфильмов «Мульти-пульти», фоторедактор Microsoft Office Picture Manager, программа для резки и редактирования аудиофайлов Movie Maker и онлайн-фотошоп. На практических занятиях можно реализовать принцип межпредметных связей, что послужит закреплению знаний и умений, полученных учеником на других школьных предметах. Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. Планируемый результат Результатом деятельности учащихся являются проекты на различные темы. А также новый пакет будет использоваться ребятами на других школьных предметах и внеклассных мероприятиях для создания ярких сообщений, реклам, «живых» объявлений и многого другого. Данная работа во многом определяется воображением, художественным вкусом, нестандартным видением предмета. Учащиеся в результате кружковых занятий научатся создавать мультипликационные фильмы, рекламные ролики и мультимедийные презентации. В результате курса занятий учащиеся должны знать: назначение и основные возможности программ: Power Point, конструктора мультфильмов «Мульти-пульти» и научиться самостоятельно работать с видеокамерой и программами монтажа и пост обработки видео; основные элементы интерфейса, назначение панелей; этапы создания проектов; технологию работы с каждым объектом проекта; способы оформления проектов и слайдов; операции сортировщика слайдов; назначение управляющих кнопок. Учащиеся должны уметь: создавать проекты мультфильмов и видеороликов, а также слайды по шаблону и своему усмотрению; изменять настройки проекта и слайда; создавать фон, создавать текст, вставлять рисунок в слайд; настраивать анимации текста, рисунков; добавлять эффекты мультимедиа (вставка звука и видеоклипов в презентацию). создавать презентации из нескольких слайдов; вставлять схемы, таблицы, диаграммы; работать с сортировщиком слайдов; создавать управляющие кнопки в презентации. 2. Учебно-тематический план Раздел Тема Теори я Колич ество часов 2 Практ ика Колич ество часов - Всего Формы промежуточной аттестации/кон троля 2 Диагностика Вводное занятие, знакомство с миром мультипликац ии и создания презентаций Правила внутреннего распорядка и техника безопасности Рассказ об истории анимации и мультипликации. Создание презентаций в среде PowerPoint Создание фона. - 1 1 Наблюдение Создание текста в слайде. Вставка - 2 2 Практическая рисунков в слайд. Настройка анимации текста, рисунков Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации клипа. Создание мультфильмов или живых картинок Создание видеофильмов работа 1 1 2 1 1 2 Создание управляющих кнопок Вставка схем, таблиц, диаграмм и их настройка Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. 1 1 2 1 3 1 1 2 Работа с сортировщиком слайдов Создание управляющих кнопок - 1 1 1 1 3 1 4 - 2 2 Операции с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и передвижение, смена действия, анимация. Операции с текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста. 1 2 3 - 2 2 Операции с музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом. 1 2 3 Знакомство с Положением, правилами работы школьной видеостудии. Цели и задачи видеостудии. Структура видеоинформации. Работа над сценарием экранного произведения. - 1 1 1 - 1 Теория Подготовка съемок: сбор информации; подготовка объекта; подготовка участников. - 1 1 Практическая работа Техника и технология видеосъемки, телевизионные стандарты и 1 1 2 Операции с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. Операции с фоном: выбор, передвижение, удаление Практическая работа Анкетирование Итоговое занятие Итого форматы. Выбор формата в соответствии с целями и задачами студии или конкретного фильма Использование в фильме фотографий и других изобразительных (иконографических) материалов. Монтаж в программах Windows Live, Windows Movie Maker Создание фонограммы видеофильма и основы записи и воспроизведения звука. Журналистские расследования: современные методы и техника (от идеи к материалу, работа с источниками, как работать с результатами опро-сов общественного мнения, искусство задавать вопросы, ограничения в журналистике) Видеоролик на конкурс социальной рекламы «Мы делаем добро», наше будущее! Создание видеоролика на краевую заочную олимпиаду школьников «Неболит» Видеоролик на конкурс чтецов «Зимушка-зима» Создание видеороликов на конкурс социальной рекламы «Я имею право» Создание видеороликов на конкурс «географический калейдоскоп» Анализ практических работ, выполненных за год. 1 1 - 1 1 - 5 5 - 3 3 - 2 2 Практическая работа - 5 5 Практическая работа 5 5 Практическая работа 5 5 4 4 Практическая работа Практическая работа 2 2 1 2 1 70 часов. 3.Содержание программы Содержание первого года обучения 1.Вводное занятие (2 часа) Теория Знакомство с детьми. Тематический план занятий на год. Правила внутреннего распорядка и техника безопасности. Анкетирование. 2. Создание презентаций в среде PowerPoint (13 часов) Итоговая аттестация. Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд. Настройка анимации текста, рисунков. Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации клипа. Создание управляющих кнопок. Вставка схем, таблиц, диаграмм и их настройка. Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. Работа с сортировщиком слайдов. Создание управляющих кнопок. 3. Создание живых картинок (10 часов) Операции с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. Операции с фоном: выбор, передвижение, удаление. Операции с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и передвижение, смена действия, анимация. Операции с текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста. Операции с музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом. 4. Создание мультфильмов (4 часа) Создание целостного мультфильма, анимированной картинки или мультконцерта. 5. Работа с различными компьютерными программами для создания видеороликов (6 часов) - фоторедактор Microsoft Office Picture Manager - программа для резки и редактирования аудиофайлов Movie Maker - программа для создания слайд-шоу Slideshow Creator - программа для создания рисунков Paint - онлайн- фотошоп Содержание второго год обучения 5. Создание видеороликов (35 часов) Создание архива, в котором хранятся все отснятые видеоматериалы, имеющие отношение к конкурсам. • Создание при архиве картотеки, в которой ведется учет всех отснятых видеоматериалов с указанием времени видеосъемки, темы видеома-териалов; • Производство новых материалов; • Монтаж отснятых материалов и создание видеофильмов о различных школьных конкурсов. Все видеоматериалы делятся на следующие категории: - видеосъемка в рамках проектной деятельности; - видеосъемка торжественных мероприятий, проводимых в школе (спектакли, различные соревнования, встречи с ветеранами, экскурсии и т.п.); - видеосъемка открытых уроков учителей с целью дальнейшего распространения передового учительского опыта Планируемые результаты программы и способы определения их результативности 1 год обучения: Знакомство с компьютерной техникой: безопасное обращение с компьютером, работа с микрофоном и т.п., с азами мультипликации: история мультипликации, просмотр и обсуждение советских и иностранных мультфильмов, знакомство с видами театров, «блокнотной» анимацией, с фильмоскопом и диафильмами, знакомство с современным диапроектором, создание простейших мультфильмов и анимаций, обучение основам раскадровки, знакомство со средой Microsoft Power Point, изменять настройки проекта и слайда, создавать фон, создавать текст, вставлять рисунок в слайд, настраивать анимации текста, рисунков, добавлять эффекты мультимедиа (вставка звука и видеоклипов в презентацию),создавать презентации из нескольких слайдов, создавать управляющие кнопки в презентации. 2 год обучения: Обучающиеся научатся самостоятельно работать с видеокамерой и программами монтажа и пост обработки видео, будут самостоятельно создавать видеоролики конкурсов включенных в учебный план. Общее содержание программы (1 час в неделю, всего 70 часов) Создание презентаций (15 часов) Область использования приложения Power Point. Функциональные возможности Power Point. Запуски настройка приложения Power Point. Основные панели Power Point. Технология создания презентаций. Постановка проблемы (разбиение презентации на элементарные объекты). Создание фона. Переход слайдов. Выполнение операций копирования, удаления, перемещения и вставки слайдов. Создание управляющих кнопок. Оформление фона. Создание и форматирование текста. Анимация текста и рисунков. Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации видеоклипа. Управляющие кнопки. Вставка схемы и ее настройка. Вставка таблицы и ее настройка. Сортировщик слайдов 1. 2. 3. 4. 5. 6. Практические работы: Создание фона. Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд. Настройка анимации текста, рисунков. «Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации клипа. Создание управляющих кнопок. Вставка схем, таблиц, диаграмм и их настройка. 7. Создание презентации состоящей из нескольких слайдов. 8. Работа с сортировщиком слайдов. 9. Создание управляющих кнопок. Создание мультфильмов или живых картинок (14часов) Область применения компьютерной анимации. Виды компьютерных программ, позволяющих создавать движущиеся изображения. Основные функциональные возможности конструктора мультфильмов «Мульти-пульти». Этапы создания движущихся изображений на компьютере. Основные операции при создании изображений на компьютере. Операции с фильмами. Операции с предметами и актерами. Операции со звуком и музыкой. Операции с текстом. Практические работы: 1. Операции с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. 2. Операции с фоном: выбор, передвижение, удаление. 3. Операции с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и передвижение, смена действия, анимация. 4. Операции с текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста. 5. Операции с музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом. 6. Создание целостного мультфильма, анимированной картинки или мультконцерта. Создание видеофильмов (40 часов) Творческая проектная деятельность по созданию видеофильмов предполагает работу с различными компьютерными программами: - фоторедактор Microsoft Office Picture Manager - программа для резки и редактирования аудиофайлов Movie Maker - программа для создания слайд-шоу Slideshow Creator - программа для создания рисунков Paint - онлайн- фотошоп - а так же поиском информации в сети Интернет На различных этапах реализации программы используются различные средства: 1. На этапе сбора информации предполагается: - поиск фото и аудио материалов в сети Интернет - создание фотографий с помощью цифрового фотоаппарата, телефона, вебкамеры ноутбука и т.п. - создание собственных рисунков в программе Paint - сканирование собственных рисунков, печатных материалов - организация собранных материалов в тематических папках на флешносителе - копирование файлов в единую папку на рабочем столе компьютера - передача собранных материалов с помощью сетевого взаимодействия средствами электронной почты. 2. На этапе обработки информации предполагается: - редактирование фотографий в программе Microsoft Office Picture Manager - редактирование аудиофайлов в программе Movie Maker - онлайн-фотошоп фотографий - редактирование фотографий в Paint 3. На этапе создания видеопроекта вся работа проводится в программе для создания слайд-шоу Slideshow Creator. 3. Защита проекта проходит в классе, оборудованном проектором, интерактивной доской и звуковым оборудованием. Номер урока 1-2. 3-6. 7. 8-11. 12. 13-14. 15. 16. 17. 18-19. 20-21. 22. 23. 24-25. 26. 27-28. 29. 30. 31. 32. 33. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Представление о Power Point. Технология создания презентации. Добавление эффектов мультимедиа Создание презентации, состоящей из нескольких слайдов. Защита проекта Компьютерная анимация. Ситуации, в которых она применяется. Знакомство с программами для создания анимации. Знакомство с программой «Мульти - пульти». Что можно сделать с помощью этого конструктора мультфильмов. Запуск программы. Окно программы. Коллекция ресурсов. Термины и порядок действий. Пример создания фильма. Операции с фильмами: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам, сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы. Операции с фоном: выбор, передвижение, удаление. Операции с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета и его действия, удаление и передвижение, смена действия, анимация. Операции с текстом. Ввод текста, передвижение, изменение, анимация и удаление текста. Операции с музыкой и звуками. Выбор музыки и звуков, изменение громкости и времени звучания. Запись голосового сопровождения. Действия с микшерским пультом. Создание мультфильма, анимированной картинки или мультконцерта. Конкурс проектов Знакомство с Положением, правилами работы школьной видеостудии. Цели и задачи ви-деостудии. Структура видеоинформации. Работа над сценарием экранного произведения. Подготовка съемок: сбор информации; подготовка объекта; подготовка участников. Техника и технология видеосъемки. Кол-во часов 2 4 1 4 1 2 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 34. 35. 36. 37-41. 42-44. 45-47. 48-52 53-57. 58-62 63-66 67-70 Телевизионные стандарты и форматы. Выбор формата в соответствии с целями и задачами студии или конкретного фильма. Использование в фильме фотографий и других изобразительных (иконографических) материалов. Монтаж в программах Windows Live, Windows Movie Maker Создание фонограммы видеофильма и основы записи и воспроизведения звука. Журналистские расследования: современные методы и техника (от идеи к материалу, работа с источниками, как работать с результатами опро-сов общественного мнения, искусство задавать вопросы, ограничения в журналистике) Создание видеоролика на краевую заочную олимпиаду школьников «Неболит» Видеоролик на конкурс социальной рекламы «Мы делаем добро», наше будущее! Видеоролик на конкурс чтецов «Зимушка-зима» Создание видеороликов на конкурс социальной рекламы «Я имею право» Создание видеороликов на конкурс «географический калейдоскоп» 1 1 1 5 3 3 5 5 5 4 4 4.Условия реализации программы 1.Материально – техническое обеспечение. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета, оборудованного школьной доской, креплениями для демонстрации наглядных пособий, компьютерами, с установленным необходимым ПО и выходом в Интернет. Информационное обеспечение 2.Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), информационные технологии. Кадровое обеспечение программы: занятия проводятся Горбуновым Яковом Геннадьевичем, учителем информатики- педагогом дополнительного образования МОУ Зеренская ООШ. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Выполнение практических заданий, протоколы соревнований, отзывы детей и родителей, методические разработки педагога. Итоговая аттестация проводится в форме создания видеороликов на конкурс. Методические материалы: Исходя из особенностей очного обучения целесообразно использование следующих методов обучения и воспитания: - методы словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение, рассказ, беседа); - методы наглядной передачи (наблюдение, показ образца, презентаций, способа действия, показ видеофильмов); - методы степени творческой самостоятельности (организация репродуктивной и поисковой деятельности); - методы формирования интереса к учению (создание ситуаций занимательности, создание ситуаций успеха, познавательные игры); -методы формирования чувства долга и ответственности, предъявление требований, поощрение, порицание, дискуссии). Используются следующие педагогические технологии: группового обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения, игровой деятельности, здоровьесберегающие технологии. Формы занятий: лекция, семинар и практическая работа. Перечень дидактических материалов: раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, образцы готовых работ и т.п Календарный учебный график для 1 года обучения Меся ц № п/ п 1 09 6,13 16.00-17.00 Беседа, игра 2 09 20 16.00-17.00 Занятие по усвоению новых знаний 16.00-17.00 Занятие по закреплению новых знаний 3 Числ о Время проведени я занятия 09 27 Форма занятия Колво часо в 2 1 2 4 10 4,18 16.00-17.00 Занятие по усвоению новых знаний 3 5 10 25 16.00-17.00 Практическо е занятие 1 6 11 1,8, 15 16.00-17.00 Практическо е занятие 3 7 11 22,29 6 16.00-17.00 Занятие по усвоению 3 Тема занятия Место проведени я Форма контроля Вводное занятие Создание фона в презентации школа Диагностика школа Практическа я работа Создание текста в слайде. Вставка рисунков в слайд. Вставка звука, видеоклипа. Настройка анимации клипа. Создание управляющих кнопок Вставка схем, таблиц, диаграмм и их настройка Создание презентации школа Практическа я работа школа Наблюдение Практическа я работа школа Устный опрос школа Наблюдение школа Устный опрос новых знаний 8 12 13 16.00-17.00 Практическо е занятие 1 9 12 20 16.00-17.00 Практическо е занятие 1 10 12 01 16.00-17.00 Практическо е занятие 5 11 02 27,4, 11,18 25 1,8 16.00-17.00 Практическо е занятие 2 12 02 03 15,22 1,15 16.00-17.00 Практическо е занятие 4 13 03 04 04 05 22,29 5,12 19,23 3,17 16.00-17.00 Практическо е занятие 16.00-17.00 Занятие по усвоению новых знаний 4 05 24 16.00-17.00 Практическо е занятие 1 14 15 4 состоящей из нескольких слайдов. Работа с сортировщико м слайдов Создание управляющих кнопок Операции с фильмами Операции с фоном: выбор, передвижени, удаление Операции с предметами и актёрами Операции с текстом Операции с предметами и актёрами. Выбор актёра или предмета Работа с готовой презентацией школа Наблюдение школа Наблюдение школа Наблюдение школа Устный опрос школа Устный опрос школа Устный опрос Устный опрос школа школа Оценка и контроль результатов учащихся 1го года обучения Календарный учебный график для 2 года обучения Меся ц № п/ п 1 Число 09 6,13 20,27, 3, 10 Время проведен ия занятия 16.0017.00 Форма занятия игровая Кол Тема занятия -во час ов 6 Знакомство с Положением, правилами работы школьной видеостудии. Цели и задачи ви-деостудии. Структура видеоинформаци и.Работа над сценарием экранного произведения.По Место проведени я Форма контроля школа Диагностика 09 10 17,24 1,8 16.0017.00 Занятие по усвоению новых знаний 3 11 15,22 16.0017.00 Занятие по закреплению новых знаний 4 11 12 29, 5 16.0017.00 Занятие по усвоению новых знаний 2 5 12 12,19 26,2,9 16.0017.00 Практическо е занятие 5 2 4 2 дготовка съемок: сбор информации; подготовка объекта; подготовка участников. Техника и технология видеосъемки, телевизионные стандарты и форматы. Выбор формата в соответствии с целями и задачами студии или конкретного фильма Использование в фильме фотографий и других изобразительных (иконографическ их)материалов. Создание фонограммы видеофильма и основы записи и воспроизведения звука. Журналистские расследования: современные методы и техника (от идеи к материалу, работа с источниками, как работать с результатами опро-сов общественного мнения, искусство задавать вопросы, ограничения в журналистике) Видеоролик на конкурс социальной рекламы «Мы школа Практическа я работа школа Наблюдение школа Наблюдение школа Наблюдение 6 01 02 16,23 2,9,16 16.0017.00 Практическо е занятие 5 7 02 03 16.0017.00 Практическо е занятие 5 8 03 04 23, 30, 6,13, 20 27,4 11,18 16.0017.00 Практическо е занятие 4 9 04 05 25,01 8 16.0017.00 Практическо е занятие 2 10 05 15,22 16.0017.00 Практическо е занятие 2 делаем добро», наше будущее! Создание видеоролика на краевую заочную олимпиаду школьников «Неболит» Видеоролик на конкурс чтецов «Зимушка-зима» Создание видеороликов на конкурс социальной рекламы «Я имею право» Создание видеороликов на конкурс «географический калейдоскоп» Итоговое занятие школа Наблюдение школа Наблюдение школа Наблюдение школа Наблюдение школа Итоговая аттестация. 5. Список литературы для педагога 1. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер. Учебник для учащихся 3 класса. Горячев А.В. – М.: Баласс, 2014. 2. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор мультфильмов. Справочникпрактикум для школьников – М.: Баласс, 2010. 3. Горячев А.В., Островская Е.М. Конструктор игр. Справочник-практикум для школьников – М.: Баласс, 2011. 6. Редактор презентаций Microsoft Office PowerPoint. 7. Конструктор мульфильмов «Мульти-пульти». 8. Конструктор игр «Незнайка на Луне». 9. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008. 10.Ю. Красный, Л. Курдюкова «Мультфильм своими руками». 11.Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. Новосибирск, 2011 12.Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. - М., 1993. 13.Дэвид Рэндалл. Универсальный журналист. При разработке проекта использованы материалы программы "Медиашкола"(http://www.koriphey.ru/proekty/evr_media/index.php), которая подготовлена по заказу Министерства образования РФ. http://www.lyceum8.nnov.ru/node/220 http://shipitsin.ucoz.ru/index/shkolnaja_videostudija_quot_vvv_quot/0-8 http://oksosh.ru/video/ Приложение Тематическое планирование и требования к ЗУН Тема Кол- Реализация Требования к знаниям, умениям и во навыкам учащихся часо в 1.Создание 20 защита иметь представление о программе презентаций мультимедий Power Point, знать назначение элементов ных управления окна программы; проектов знать технологию создания презентаций; уметь создавать презентации состоящих из нескольких слайдов; уметь работать с сортировщиками слайдов; уметь добавлять эффекты мультимедиа и защищать свой проект. 2. Создание 20 1) конкурс знать понятие «компьютерная мультфильмо мультфильмо анимация», приводить примеры в или живых в, рекламных ситуаций, в которых может картинок роликов, потребоваться умение создавать фильмов движущиеся изображения с помощью поздравлени компьютера, иметь представление о й; компьютерных программах, позволяющих создавать движущиеся 2) создание изображения, знать этапы создания веселого движущихся изображений на мультконцер компьютере; та уметь выполнять основные операции при создании движущихся изображений, сохранять созданные проекты и вносить в них изменения. 3. Создание 30 конкурс приводить примеры ситуаций, в компьютерн компьютерн которых может потребоваться умение ых игр ых игр создавать компьютерные игры; знать разновидности игр; приводить примеры программ, позволяющих создавать компьютерные игры; уметь выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ; сохранять созданную игру и вносить в неё изменения. Приложение 1 Тест: «Мультимедиа» 1. Особенность мультимедийных продуктов: 1) возможность интерактивного взаимодействия 2) наличие текста 3) наличие числовых выражений 4) наличие графических изображений 2. Компьютер, на котором предполагается работать с мультимедийными продуктами, должен быть дополнительно укомплектован: 1) устройством для вывода звуковой информации 2) флеш-накопителем 3) фотоаппаратом 4) специальной клавиатурой 3. Допишите определение понятия. Звук — это __________ воздуха или __________ среды, в которой он распространяется. 4. Допишите определение понятия. Компьютерная презентация — это __________ продукт, представляющий собой последовательность выдержанных в одном графическом стиле __________. 5. Для представления 1 мин фильма на экране монитора с разрешением 1366 х 768 и палитрой из 256 цветов потребуется: 1) 960 Мбайт 2) около 960 Кбайт 3) около 1024 Кбайт 4) 983 520 Кбайт 2 вариант 1. Особенность технологии-мультимедиа: 1) одновременная работа со звуком, анимацией, видео, статичными объектами 2) возможность обработки графики и текста 3) невозможность интерактивного взаимодействия 4) возможность обработки графических изображений 2. Компьютер, на котором предполагается работать с мультимедийными продуктами, должен быть дополнительно укомплектован: 1) звуковой картой 2) флеш-накопителем 3) фотоаппаратом 4) специальной клавиатурой 3. Допишите определение понятия. Звуковая карта — это дополнительное компьютерное оборудование, позволяющее преобразовывать звук из __________ формы в __________ при записи и наоборот при воспроизведении. 4. Допишите определение понятия. Слайд презентации — это многослойная структура, на нем могут быть размещены __________ объекты и __________ кнопки. 5. Для представления 1 мин фильма на экране монитора с разрешением 1024 х 768 и палитрой из 256 цветов потребуется: 1) 720 Мбайт 2) 720 Кбайт 3) 1248 Кбайт 4) 1248 Мбайт Приложение 2 тест по теме «Компьютерные презентации» 1.PowerPoint - это ... a. анимация, предназначенная для подготовки презентаций и слайдфильмов b. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайдфильмов c. текстовый редактор d. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков. 2.Элементы интерфейса PowerPoint a. заголовок, меню, строка состояния, c. Экран монитора область задач и т.д. d. Системный блок b. слово, абзац, строка 3.Чтобы удалить текст, рисунок со слайда, необходимо ... a. Выделить его и нажать клавишу ESC c. Выделить его и нажать клавишу b. Щелкнуть по объекту DELETE d. Стереть 4.Запуск демонстрации слайдов a. Показ презентации c. F5 b. F6 d. Добавить эффект 5.Можно ли цвет фона изменить для каждого слайд a. Да b. Нет c. Иногда 6.Как выйти из режима просмотра презентации? a. F5 c. ENTER b. ESC d. DELETE 7. Компьютерные презентации бывают: c. показательные a. линейные d. циркульные b. интерактивные 8. Какое расширение имеет файл презентации? a. *.txt b. *.ppt, *.pptx, *.odp c. *.doc, *.docx, *.odt d. *.bm 13. Для создания презентаций используется: a) Access, Base b.Excel, Calc c.Word, Write d.PowerPoint 14. PowerPoint - это ... a. анимация, предназначенная для подготовки презентаций и слайдфильмов b. программа, предназначенная для подготовки презентаций и слайд-фильмов c. текстовый редактор d. программа, предназначенная для редактирования текстов и рисунков. 16. Как называется страница презентации? a.Слайд b.Кадр c.Cайт d.Окно 17. Что относится к средствам мультимедиа: a) звук, текст, графика, изображения b) звук, колонки, графика. c) анимация, тест, видео, мультимедийные программы d) видео, анимация, текст, звук, графика. Вставить пропущенные слова 18.Это колебания воздуха или любой другой среды, в которой он распространяется 19.Это технология, обеспечивающая одновременную работу со звуком, видеороликами, анимациями 20.Специальная заготовка из нескольких слайдов, в которых предусмотрены места для ввода информационных объектов / 19 Приложение 3 Задание #1 Вопрос: Информацию, достаточную для решения поставленной задачи, называют: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) полезной 2) актуальной 3) полной 4) понятной. Задание #2 Вопрос: Информацию, изложенную на доступном для получателя языке называют: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) полезной 2) достоверной 3) полной 4) понятной Задание #3 Вопрос: Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) полезной 2) актуальной 3) объективной 4) достоверной 20 Задание #4 Вопрос: Наибольший объем информации человек получает при помощи: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) органов осязания 2) органов зрения 3) органов обоняния 4) органов слуха Задание #5 Вопрос: Тактильную информацию человек получает посредством: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) органов осязания 2) термометра 3) органов обоняния 4) органов слуха Задание #6 Вопрос: К формальным языкам можно отнести: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) русский язык 2) китайский язык 3) язык программирования 4) язык жестов Задание #7 Вопрос: Установите соответствие: Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа: 1) обработка информации 2) обмен информацией 3) хранение информации 4) передача информации __ Разговор по телефону __ Перевод текста с русского языка на немецкий __ Записная книжка __ Семейная фотография __ Учитель сообщил тему урока __ Ученик учит стихотворение Задание #8 Вопрос: Наименьшая единица измерения количества информации: Запишите ответ: __________________________________________ Задание #9 Вопрос: Кто или что является источником и приемником информации в следующей ситуации: Катя слушает прогноз погоды по телевизору Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Катя - источник, телевизор - приемник 2) Катя - приемник, телевизор - источник 3) Катя - источник, телевизор - источник 4) другой ответ 21 Задание #10 Вопрос: Установите соответствие: Укажите соответствие для всех 6 вариантов ответа: 1) Ввод информации 2) Вывод информации 3) Хранение информации 4) Обработка информации __ наушники __ жесткий диск __ сканер __ принтер __ процессор __ мышь Задание #11 Вопрос: В прикладное программное обеспечение входят: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) языки программирования 2) операционные системы 3) совокупность всех программ, установленных на компьютере 4) текстовые редакторы Задание #12 Вопрос: Программой-архиватором называют: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) компилятор 2) программу для уменьшения информационного объема (сжатия) файлов 3) систему управления базами данных 4) программу резервного копирования файлов Задание #13 Вопрос: Выводимый на экран список, из которого пользователь может выбирать нужный ему элемент - это … Запишите ответ: Задание #14 Вопрос: Укажите название элемента управления диалогового окна Запишите ответ: Задание #15 Вопрос: Информацию из оперативной памяти можно сохранить на внешнем запоминающем устройстве в виде: Запишите ответ: Задание #16 Вопрос: На каком расстоянии от монитора должен работать ученик за компьютером? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 15-20 см 2) 50-70 см 3) Меньше 40 см 4) 90-110 см 22 Задание #17 Вопрос: При каких условиях можно работать за компьютером? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) при плохом самочувствии 2) при хорошем освещении и нормальном самочувствии 3) при недостаточном освещении и нормальном самочувствии 4) при хорошем освещении и плохом самочувствии Задание #18 Вопрос: При появлении запаха гари нужно… Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) бежать за водой, чтобы предотвратить дальнейшее возгорание 2) прекратить работу, сообщить преподавателю 3) не обращать внимания 4) быстро убежать из кабинета Задание #19 Вопрос: Файл - это: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) единица измерения информации 2) программа в оперативной памяти 3) текст, распечатанный на принтере 4) программа или данные на диске, имеющие имя Задание #20 Вопрос: Укажите тип файла usa.exe Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) видео Задание #21 Вопрос: Минимальным объектом, используемым в текстовом редакторе, является: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) буква 2) слово 3) символ 4) пробел Задание #22 Вопрос: При наборе текста в текстовых редакторах между словами ставится: Запишите ответ: Задание #23 Вопрос: При задании параметров страницы устанавливаются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) гарнитура, размер, начертание 2) отступ, интервал 3) поля, ориентация 4) стиль, шаблон 23 Задание #24 Вопрос: Выполнение операции копирования становится возможным после: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) установки курсора в определенное положение 2) сохранение файла 3) распечатки файла 4) выделение фрагмента текста Задание #25 Вопрос: Почему проверка правописания иногда подчеркивает правильные слова? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) потому что она неправильно работает 2) потому что этих слов нет в словаре проверки правописания 3) потому что этих слов вообще не существует 4) потому что в этих словах все же есть ошибка Задание #26 Вопрос: В маркированном списке для обозначения элемента списка используются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) латинские буквы 2) русские буквы 3) римские цифры 4) графические знаки Задание #27 Вопрос: В нумерованном списке для обозначения элемента списка используются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) латинские буквы 2) русские буквы 3) римские и арабские цифры 4) графические знаки Задание #28 Вопрос: Что может содержать в себе таблица? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) устройства 2) только файлы 3) текст и рисунки 4) ни файлы, ни папки Задание #29 Вопрос: Абзацем в текстовом редакторе является: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) фрагмент документа между двумя маркерами абзаца 2) выделенный фрагмент документа 3) строка символов 4) фрагмент документа, начинающийся с отступа (красной строки) Задание #30 Вопрос: Чтобы выровнять заголовок по центру, необходимо: Выберите один из 3 вариантов ответа: 24 1) нажимать на клавишу «Пробел» до тех пор, пока текст не будет расположен по центру 2) нажимать на клавишу «ТАВ» до тех пор, пока текст не будет выровнен по центру 3) нажать на кнопку на панели инструментов Задание #31 Вопрос: Чтобы подготовить абзац к изменению параметров необходимо: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) выделить абзац 2) установить курсор строго на первую строку абзаца 3) установить курсор в любое место абзаца 4) выделить первое слово абзаца Задание #32 Вопрос: С помощью графического редактора Paint можно ... Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) создавать и редактировать простые графические изображения 2) редактировать вид и начертание текстовой информации 3) настраивать анимацию графических объектов 4) создавать и редактировать графики, диаграммы Задание #33 Вопрос: Для чего предназначена программа Word Pad? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) для создания и просмотра документа небольшого размера, для форматирования и редактирования текстовых документов с расширением .txt 2) для просмотра и редактирования графических файлов типа .bmp 3) для создания и просмотра документа неограниченного размера, для форматирования и редактирования текстовых документов с расширением .doc, а также документов программы Блокнот с расширением .txt 4) для корректировки уже существующих документов с расширением. dос Задание #34 Вопрос: Какой из указанных инструментов позволяет удалять изображение в Paint? Выберите один из 4 вариантов ответа: Задание #35 Вопрос: Какой из инструментов позволяет произвольно выделить фигуру? Выберите один из 4 вариантов ответа: Задание #36 Вопрос: Какая команда графического редактора позволяет перевернуть рисунок на 90 0? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) Верхнее меню - Файл - Отразить/Повернуть 2) Верхнее меню - Вид - Отразить/Повернуть 3) Верхнее меню - Правка - Отразить/Повернуть 4) Верхнее меню - Рисунок - Отразить/Повернуть Задание #37 Вопрос: Чем отличается команда «Сохранить как» от «Сохранить»? Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) позволяет сохранить файл 2) позволяет сохранить файл под другим именем и в другом месте 25 3) позволяет сохранить рисунок на рабочем столе 4) позволяет сохранить текстовый документ Задание #38 Вопрос: Электронная таблица - это: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах и предназначенное для автоматизации расчетов 2) программные средства, осуществляющие поиск информации 3) приложение, предназначенное для сбора, хранения, обработки и передачи информации 4) приложение, предназначенное для набора и печати таблиц Задание #39 Вопрос: Независимые поля: Выберите один из 2 вариантов ответа: 1) содержат исходные данные для расчетов 2) вычисляются через значения других столбцов Задание #40 Вопрос: Дана таблица: Определите, какие столбцы будут вычисляемыми: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) 5, 6 2) 2, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) нет вычисляемых столбцов Задание #41 Вопрос: Документ в электронной таблице называется: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) рабочая книга 2) рабочий лист 3) таблица 4) ячейка Задание #42 Вопрос: Рабочая книга состоит из: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) строк и столбцов 2) рабочих листов 3) таблиц 4) ячеек Задание #43 Вопрос: В электронной таблице буквами A, B, … обозначаются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) строки 2) столбцы 3) ячейки 4) нет таких обозначений Задание #44 Вопрос: 26 В электронной таблице числами 1, 2, … обозначаются: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) строки 2) столбцы 3) ячейки 4) нет таких обозначений Задание #45 Вопрос: В электронной таблице А1, В4 - это обозначения: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) строк 2) столбцов 3) ячеек 4) нет таких обозначений Задание #46 Вопрос: Данные в электронных таблицах - это только: Выберите один из 4 вариантов ответа: 1) текст, число и формула 2) текст и число 3) формула 4) число и формула Приложение 4 Входной мониторинг 1.Наука, которая изучает информацию, способы передачи, хранения, обработки информации называется ___________________________ 2.Вставьте недостающие виды информации по форме представления: числовая, ………………, графическая, ……………………., видео. 3.Информацию можно _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4.Назовите 3 бумажных носителя информации _____________________ _____________________________________________________________________________ 5. Вставьте в числовой ряд следующее число 3, 5, 8, 12, 17, ...... 6.Назовите 3 электронных носителя информации _____________________________________________________________________________ 7.Информация при работе компьютера хранится: а) в памяти б) в процессоре в) на мониторе г) в клавиатуре 8. Какие источники информации вам известны? _____________________________________________________________________________ 9.Заполните пропуски в упрощенной схеме процесса передачи информации 10.Вставьте в числовой ряд следующее число 4, 6, 9, 13, 18, .... 11. Что не является текстом? 1) записка в блокноте 2) рассказ в книге 3) стихи, прочитанные со сцены 4) мелодия, услышанная по радио 27 12. Что является текстовой информацией? 1) рассказ друга 2) стихи, прочитанные со сцены 3) мелодия, услышанная по радио 4) прочитанная в газете новость 13. Что нельзя сделать с текстовой информацией? 1) ввести информацию в компьютер 2) напечатать информацию на принтере 3) хранить информацию на экране монитора 4) хранить информацию на жестком диске 14. Что можно сделать с текстовой информацией в компьютере? 1) редактировать информацию, хранящуюся в компьютере 2) сшивать листы при печати 3) хранить информацию на экране монитора 4) хранить музыку в акустических колонках 2 вариант 1. Что является текстом? Выберите верное утверждение. 1) картина на выставке 2) стихи, прочитанные со сцены 3) мелодия, услышанная по радио 4) все утверждения неверны 2. Что не является текстовой информацией? 1) записка от друга 2) стихи, прочитанные со сцены 3) рассказ в книге 4) прочитанная в газете новость 3. Какие операции с текстовой информацией выполняет компьютер? Выберите неверное утверждение. 1) хранит информацию на жестком диске 2) хранит информацию на экране монитора 3) вносит изменения в текст 4) систематизирует 4. Выберите верное утверждение. 1) чтобы внести изменение в текстовую информацию, хранящуюся в компьютере, надо снова ввести эту информацию 2) если внести изменение в напечатанный лист, то его надо повторно отпечатать 3) можно хранить информацию на экране монитора 4) можно хранить музыку в акустических колонках 5. Какие операции стали возможны с появлением Интернета? 1) Маша ввела доклад в свой компьютер 2) Маша сохранила доклад на жестком диске 3) Маша отправила доклад Мише по электронной почте 4) Миша отпечатал доклад в двух экземплярах 6. Редактирование – это: Изменение атрибутов текста; Замена символов в тексте; Изменение программы набора текста; 28 Исправление ошибок в тексте. 7. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации является 1)Текст; 2)Таблица; 3)Схема; 4)Рисунок 8. Продолжите: Графический редактор – это… 1)Устройство для создания и редактирования рисунков 2)Программа для создания и редактирования текстовой информации 3)Устройство для печати рисунков на бумаге 4)Программа, предназначенная для создания рисунков 9. Для создания геометрических фигур не применяется инструмент: 1)Прямоугольник 2)Многоугольник 3)Эллипс 4)Произвольная область 10. Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка вы нажимаете левую клавишу мыши, то изображение выполняется 1)Фоновым цветом 2)Основным цветом 3)Произвольным цветом 4)Не выполняется 11. Выделенный фрагмент можно: (отметьте несколько правильных ответов) 1)Выделись 2)Удалить 3)Скопировать 4)перетащить 12. С появлением Интернета стало возможно 1) печатать несколько копий 2) пересылать письма по электронной почте 3) длительно хранить информацию 4) редактировать текст Практическая часть 1.Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте названия столбцам и заполните таблицу. Самый крупный на земле алмаз с названием «Куллинан» весил 3106 карат (в 1 грамме 5 карат). Он был найден в 1905 году. Следующий по весу алмаз — алмаз «Эксцельсиор», найден в 1893 году. Он весил 995 карат. Третий алмаз — «Звезда Сьерра-Леоне» весом 970 карат был найден в 1972 году. Далее следует алмаз «Кохинор» весом в 800 карат, он был найден в Индии в XIV веке. Алмаз «Великий Могол» весом 787 карат тоже был найден в Индии, но уже в XVII веке. «Алмаз Победы» весом 770 карат был найден в 1945 году в Западной Африке. 2.В графическом редакторе Paint составьте следующее изображение. 29 2 вариант 1. Форматирование – это: Изменение атрибутов текста; Замена символов в тексте; Изменение программы набора текста; Исправление ошибок в тексте. 2. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является Текст; Диаграмма; Схема; Рисунок 3. Продолжите: Текстовый редактор – это… Устройство для создания и редактирования текстов Программа для создания и редактирования текстовой информации Устройство для печати текста на бумаге Программа, предназначенная для создания рисунков 4. Для изображения вертикальных или горизонтальных линий с наклоном на 45 о при их создании следует удерживать клавишу CapsLosk Shift Ctrl Alt 5. Для выделения фрагмента предназначены инструменты: (отметьте несколько правильных ответов) Прямоугольная область Скругленная область Произвольная область Многоугольная область 6.Если при работе с инструментами Карандаш, Кисть, Распылитель, Заливка вы нажимаете правую клавишу мыши, то изображение выполняется Фоновым цветом Основным цветом Произвольным цветом Не выполняется Практическая часть 1. По следующим данным постройте столбчатую диаграмму. 30 В школе № 1 учатся 250 человек, в школе № 2 учатся 300 человек, в школе №3 учатся 450 человек, в школе № 4 учатся 400 человек. 2. В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. «Замечательно, что у одного из нас белые, у другого черные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии», — заметил черноволосый. «Ты прав», — сказал Белов. Какого цвета волосы у художника? 3. В графическом редакторе Paint составьте следующее изображение. 31