Название программы Направленность программы Вид программы Срок реализации программы Кол-во часов на учебный год Цель Ожидаемые результаты освоения программы Паспорт программы Мастер и мастерицы Художественная модульная 1 год (36учебных недель) Модуль 1«Основы шитья» изучает общие сведения, основы шитья, материаловедение строение и свойства материалов, их цветовую гамму» 13 часов. Модуль 2 «Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора» 23 часа Формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. К концу освоения программы обучающиеся овладевают знаниями: - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской; - о способах определения натуральных и синтетических тканей, о видах переплетения этих тканей; - о правилах выполнения ручных сметочных стежков; - о назначении основных и специальных деталей швейных машин; - о правилах применения и технических режимах влажнотепловой обработки; - о приемах обработки накладных карманов; - о приемах обработки срезов, вытачек; - о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»; - о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов; - о правилах снятия мерок; - о приемах конструирования; - о последовательности и приемах пошива швейных изделий. - о правилах измерения фигуры; - о нормах расхода ткани на изделие; - о приемах конструирования и моделирования основ чертежа; - о правилах обработки воротников, манжет, поясов и карманов; - о приёмах декоративной отделки мелких деталей. К концу освоения программы дети погружаются в практики и: -определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани; - выполняют сметочные и ручные работы; - заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити; 1 - работают на швейной машине; - производят влажно-тепловую обработку швейных изделий; - обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки; - раскраивают и обрабатывают рюши и воланы; - обрабатывают застежку тесьмой «молния»; - пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек; - подготавливают изделие к раскрою; Образовательный продукт Форма занятий Возраст обучающихся Количество обучающихся по программе Конкурс лучших швейных изделий и их демонстрация. Участие в выставках и конкурсах . Занятия проводятся по группам. 7-13 лет 2 группы по 5 человек в группе СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка…………………………………………………. 2. Цель и задачи программы……………………………………………… 3. Содержание программы ……………………………………………….. 4. Планируемые результаты………………………………………………. 5. Календарный учебный график……………………………………… 10.Список литературы……………………………………………………... 6. Формы аттестации………………………………………………………. 8. Оценочные материалы………………………………………………….. 10. Список литературы……………………………………………………... 11. Приложения……………………………………………………………... 2 5 6 7-9 10-11 11 13 13-14 14-17 17 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Мастер и мастерицы» составлена на основе типовой программы «Культура быта» и имеет художественную направленность. Данная программа разработана на основании Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018 г. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным. общеобразовательным программам». Постановление Главного государственного санитарного врача. Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ. Устава МДОУ ДЮСШ «Газимуро-Заводского района» Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день. Данная программа отличается от типовой тем, что в ней уменьшен объем учебного материала, так как она рассчитана на обучающихся 7 – 13 лет, большее количество часов отведено на практическую работу. Актуальность и педагогическая целесообразность заключается в том, что её освоение даёт обучающимся возможность овладеть основами шитья, а так же нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейного производства. Реализация программы способствует успешной социализации ребёнка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации детей к творчеству и п .. Новизна программы. Параллельно с обучением кройки и шитью воспитанники осваивают различные виды рукоделия - в курс обучения входит декор изделий аппликацией, инкрустацией бисером и отделкой. Цель: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при изготовлении различных швейных изделий. Задачи, обеспечивающие реализацию поставленной цели: формировать навыки кройки и шитья простых изделий; обучать работе на швейной машине; развивать индивидуальные способности обучающихся: фантазию, наблюдательность, творчество. Программа включает в свое содержание основные виды обработки швейных изделий, швов и конструирование одежды. На занятиях объединения ребята овладевают технологией и практическими навыками выполнения швейных изделий, знакомятся с 3 направлениями современной моды, получают знания о хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях, приобретают умения в подборе ткани для изделий. На основе изучения законов композиций и цветосочетания обучающиеся учатся выполнять эскизы моделей. Занятия проводятся в классе. Занятия в объединении построены так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст и запросы обучающихся. Программа «Мастер и мастерицы» предназначена для обучения детей в разновозрастных группах 7-13 лет. Курс обучения рассчитан на 1 год, 36 учебных часов. Режим работы регламентируется расписанием: 1 раз в неделю по 1 часу. При реализации программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский. Формы занятий: традиционные, практикумы, комбинированные, творческие, круглый стол, коллективное выступление и обсуждение, экскурсии, выставки. Подведением итогов работы объединения является конкурс лучших швейных изделий и их демонстрация. Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения на занятиях, в выставках детских работ, конкурсах, викторинах. Изменения уровня воспитанности отражается: - в повышении уровня положительных коммуникативных навыков; - в проявлении положительных личностных качеств. Критерии оценки уровня обученности: Высокий уровень – обучающийся выполняет задание самостоятельно, умеет работать на швейном оборудовании, вносит в работу элементы творчества. Средний уровень – обучающийся выполняет задание на достаточном уровне. Владеет технологическими приемами при изготовлении изделия. Низкий уровень – обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога. Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития воображения, памяти, мышления, умения планировать собственную деятельность, в способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям. Личностные результаты: проявление познавательных интересов и активности в данной области; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности; Метапредметные результаты: планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материальнотехническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; 4 проявление творческого подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия; самостоятельная организация и выполнение различных творческих заданий; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых процессах; соблюдение норм и правил культуры труда в соответ¬ствии с технологической культурой; соблюдение норм и правил безопасности познаватель¬но-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты К концу освоения первого модуля обучающиеся овладевают знаниями: - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской; - о способах определения натуральных и синтетических тканей, о видах переплетения этих тканей; - о правилах выполнения ручных сметочных стежков; - о назначении основных и специальных деталей швейных машин; - о правилах применения и технических режимах влажно-тепловой обработки; - о приемах обработки накладных карманов; - о приемах обработки срезов, вытачек; - о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»; - о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов; - о правилах снятия мерок; - о приемах конструирования; - о последовательности и приемах пошива швейных изделий. К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и: - определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани; - выполняют сметочные и ручные работы; - заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити; - работают на швейной машине; - производят влажно-тепловую обработку швейных изделий; - обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки; - раскраивают и обрабатывают рюши и воланы; - обрабатывают застежку тесьмой «молния»; - пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек; - изготавливают швейные изделия. К концу освоение второго модуля дети овладевают знаниями: - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской; - о правилах измерения фигуры; - о нормах расхода ткани на изделие; - о приемах конструирования и моделирования основ чертежа; - о приёмах декоративной отделки мелких деталей. К концу второго модуля дети погружаются в практики и: - определяют практическим путём шелковые и шерстяные ткани и направление нити утка; - работают на швейной машинке; 5 - производят влажно-тепловую обработку; - подготавливают изделие к раскрою; Техническая платформа - швейные машинки; - столы; - инструменты и приспособления: линейки, лекала, выкройки, ножницы, электрический утюг. Содержание по тематическим модулям Модуль 1 Основы шитья Образовательная задача: способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельности и выполнению поставленной задачи. Учебные задачи: - способствовать овладению обучающимися общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий; - знакомить с направлениями современной моды, основными законами моделирования, с цветовой гаммой и фактурами тканей для изделия. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № Модуль 1 Этап I 1.1. 1.2. 1.3. Этап 2 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 ТЕМА Кол-во часов В том числе теория Практика Основы шитья 13 5 8 Основы материаловедения и цветоведения Введение в образовательную программу Материаловедение Основы цветоведения (колористика) Основы шитья Оборудование. Техника безопасности Виды ручных работ Виды машинных швов Влажно-тепловая обработка Технология обработки деталей и узлов Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона Основы и приемы лоскутного шитья. Изготовление салфетки 3 2 1 0,5 0,5 0,5 2 0,5 1 0,5 0,25 0,25 10 1 4 0,5 6 0,5 1 1 1 2 0,5 1 1 1 0,5 1 2 1 1 2 1 1 6 Содержание Этап I. Основы материаловедения и цветоведения Тема 1.1. Вводное занятие Теория. Знакомство с детьми. Оборудование мастерской, организация рабочего места. Инструменты и приспособления, необходимые для работы. Правила безопасности и личной гигиены. Правила поведения на занятиях. Тема 1.2. Материаловедение Теория. Краткие сведения о производстве тканей. Основы производства текстильных изделий. Строение и состав тканей, используемых для изготовления швейных изделий. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Краткие сведения о рабочих профессиях ткацкого и швейного производства. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ. Практика. Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Уход за тканями. Тема: 1.3. Основы цветоведения (колористика) Теория: Колористка. Основные характеристики цвета. Основы цветоведения. Цветовой круг, сочетание цветовой гаммы. Практика. Изучение цветового круга основных и дополнительных цветов, подбор сочетающихся цветов. Методическое обеспечение: инструменты и приспособления, необходимые для работы. Форма занятия: традиционное Форма подведения итогов: собеседование Этап II. Основы шитья Тема: 2.1. Оборудование. Техника безопасности Теория: Швейная машина: назначение основных специальных деталей машины (иглы, челнока, двигателя ткани, шпульки и т.д.). Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила безопасности труда при работе на швейной машине. Практика. Наматывание нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, установка иглы в иглодержатель, регулировка натяжения верхней и нижней ниток, регулировка величины стежка Упражнения на швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное вращение махового колеса). Упражнение в выполнении стачного шва по бумаге на машинке с незаправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка величины стежка. Тема: 2.2. Виды ручных работ Теория. Инструменты и приспособления для ручных работ. Правила выполнения стежков и строчек: прямых стежков (смёточных, намёточных, замёточных, вымёточных), косых стежков (подшивочных), крестообразных стежков (подшивочных, отделочных строчек). Способы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок. Правила безопасности труда при работе с инструментами и приспособлениями для ручных работ. 7 Практика. Работа с напёрстком. Выполнение образцов ручных работ (смёточных, копировальных, обмёточных, подшивочных, прямых и фигурных закрепок,). Пришивание пуговиц, крючков, петель, кнопок. Тема: 2.3. Виды машинных швов Теория. Приёмы выполнения машинных строчек и швов: прямой, зигзагообразный, соединительных швов (стачной, надстрочной, накладной, запошивочный), краевых швов (шов в подгибку). Правила выполнения машинных работ. Практика. Упражнения на швейной машин. Регулировка величины стежка. Выполнение образцов машинных работ на ткани (прямой и зигзагообразной строчек с разной величиной стежков; стачного, накладного, запошивочного, краевых швов, проездной петли). Тема: 2.4. Влажно-тепловая обработка Теория. Правила организации рабочего места. Оборудование, приспособления для влажно-тепловой обработки. Правила применения. Требования безопасности труда при влажно-тепловой обработке. Технические требования к выполнению операций влажнотепловой обработке, технические режимы влажно-тепловой обработки. Практика. Влажно-тепловая обработка натуральных и синтетических тканей. Тема 2.5. Технология обработки деталей и узлов. Подготовка ткани к раскрою Теория. Краткие сведения о раскрое деталей. Свойства ткани. Виды хлопчатобумажных и синтетических тканей. Окраска и рисунок тканей. Способы определения натуральных и синтетических тканей. Направление нити утка. Практика. Определение натуральных и синтетических тканей, виды переплетения лицевой и изнаночной сторон. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, подготовка хлопчатобумажных тканей к раскрою, обработка. Определение ткани по волокнистому составу. Раскладка выкройки на ткани. Тема 2.6. Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона Теория. Виды аппликаций. Рекомендации по выполнению аппликации (использование тканей, выполнение эскиза и трафаретов, по технике перевода рисунка и). Модель футляра. Приемы и способы обработки накладных аппликаций из ткани. Практика. Работа с журналами, книгами (рекомендации по выбору рисунка, фактуры ткани, кожи, фурнитуры и отделки аппликации). Отработка последовательности и приемов технологической обработки. Крепление аппликации. Изготовление футляра с аппликацией для телефона. Тема 2.7. Основы лоскутного шитья. Изготовление салфетки Теория. Лоскутное шитье – как вид искусства. Азбука лоскутного шитья, стежки. Основы техники лоскутного шитья по схемам. Практика. Работа с журналами, книгами выбор схем. Рекомендации по выбору фактуры ткани. Процесс соединения лоскутов в цельное полотно. Последовательность и приемы технологической обработки салфетки. Изготовление салфетки из лоскутков. ВТО. Методическое обеспечение: Журналы, книги, иллюстрации с аппликациями. Шаблоны для аппликаций, ткани, ножницы, иголка, нитка, бисер, ленты и различная бижутерия. 8 Модуль 2. Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора Образовательная задача модуля: способствовать формированию у обучающихся умений выполнять изделия с элементами декора. Учебная задача модуля: познакомить обучающихся с технологической последовательностью изготовления одежды с элементами декора № Модуль 2 Этап 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 Этап 2 2.1 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТЕМА Кол-во часов Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора Последовательность и приемы пошива швейных изделий Сумка с декоративной отделкой Набор для хозяюшки - «прихватки и фартук» с аппликацией Пошив декоративной подушки Юбка солнце-клеш Ночная сорочка или пижама с элементами аппликацией Итоговые мероприятия Подготовка и проведение демонстраций одежды и выставок Итого: В том числе теория Практика 23 6 17 21 5 16 4 3 1 1 3 2 4 5 5 1 1 1 3 4 4 2 2 1 1 1 1 23 6 17 Этап 1. Последовательность и приемы пошива швейных изделий Тема 1.1. Сумка с декоративной отделкой Теория. Рекомендации по выбору ткани и подкладки на сумку, формы и фасона, фурнитуры и аксессуаров. Нормы расхода ткани. Последовательность и приемы технологической обработки сумки. Расчеты выкройки выбранной модели сумки, построение чертежа; последовательность и приемы технологической обработки сумки Практика. Работа с журналами и книгами мод (рекомендации по выбору модели, формы, декоративной отделки, фурнитуры и ткани). Расчеты выкройки выбранной модели сумки, построение чертежа. Раскладка деталей выкроек на ткани, раскрой. Обработка и дублирование отдельных деталей сумки. Выбор отделки для сумки. Тема 1.2. Набор для хозяюшки «прихватки и фартука» 9 Теория. Рекомендации по выбору фактуры и расцветки тканей, фасона, декоративной отделки. Нормы расхода ткани. Технология сборки и обработки прихватки, фартука. Практика: Работа с эскизами (зарисовки и выполнения трафаретов для прихваток). Определения нормы расхода ткани и косой бейки. Снятие мерок для передника. Подготовка ткани раскрою. Раскладка и обмеловка выкройки, раскрой передника и прихваток. Дублирования прихваток. Технологическая обработка передника и прихваток, ВТО. Выполнения эскизов и форм. Снятие мерок и расчетов для прихваток. Тема 1.3. Пошив декоративной подушки Теория. Декоративная подушка как украшения интерьера. Рекомендации по выбору ткани, формы, отделки, фурнитуры для изделия. Расчеты для подушки. Выбор застежки. Практика. Просмотр презентации. Выбор формы и размера подушки. Подготовка ткани раскрою. Раскладка и обмеловка выкройки. Обработка отделки. Изготовление подушки. ВТО. Тема 1.4. Ночная сорочка или пижама с элементами аппликацией Теория. Рекомендации по выбору ткани, модели ночной сорочки или пижамы. Рекомендации по выбору фасоны и декоративной обработки изделия. Нормы расхода ткани. Правила измерения фигуры. Технология сборки и обработки изделия. Разновидности моделей ночной сорочки на основе отрезного силуэта по линии талии. Практика. Работа с журналами мод (зарисовки и выполнение эскизов ночной рубашки и пижамы). Выбор материала для аппликации. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа. Моделирование ночной сорочки и пижамы. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек, обмеловка и раскрой. Прокладывание основных линий и сметывание деталей кроя сорочки или пижамы. Примерка, внесение исправление, обработка срезов, ВТО. Окончательная отделка и пришивание фурнитуры. Методическое обеспечение программы Модуль 1 Основы шитья № Модуль 1 Этап I ТЕМА Форма занятия Основы шитья беседа 1.1. 1.2. 1.3. Этап 2 2.1 2.2 Основы материаловедения и цветоведения Введение в образовательную программу Материаловедение Основы цветоведения (колористика) Основы шитья Оборудование. Техника безопасности Виды ручных работ 2.3 Виды машинных швов 2.4 Влажно-тепловая обработка 2.5 Технология обработки деталей и узлов 10 беседа беседа Игра-тестирование беседа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая 2.6 Аппликация. Изготовление футляра для мобильного телефона 2.7 Основы и приемы лоскутного Изготовление салфетки № Модуль 2. Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора ТЕМА Форма занятия Модуль 2 Этап 1 1.1 шитья. работа Беседа, практическая работа, демонстрация работы Беседа, практическая работа, демонстрация работы Технологическая последовательность изготовления изделий с элементами декора Последовательность и приемы пошива швейных изделий Сумка с декоративной отделкой 1.2 Набор для хозяюшки - «прихватки и фартук» с аппликацией 1.3 Пошив декоративной подушки 1.4 Юбка солнце-клеш 1.5 Ночная сорочка или пижама с элементами аппликацией Этап 2 2.1 Итоговые мероприятия Подготовка и проведение демонстраций одежды и выставок Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа, демонстрация работы Беседа, практическая работа, демонстрация работы Беседа, практическая работа, демонстрация работы Беседа, практическая работа, демонстрация работы Беседа, практическая работа, демонстрация работы Выставка, демонстрация одежды Материально-техническое обеспечение. - кабинет - швейные машинки; - столы; - инструменты и приспособления: линейки, лекала, выкройки, ножницы, электрический утюг. - фурнитура и ткань, лоскутки, пряжа, бисер, бусины. - видеозаписи последовательности изготовления изделий. Кадровое обеспечение. 11 Программу реализует педагог дополнительного образования, учитель начальных классов Тюкавкина Ольга Семеновна. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Литература для учителя: 1. А.Ю. Андреева, П.И.Богомолова. ИСТОРИЯ КЮСТЮМА. С-П., Паритет.2000г. 2. А. Януш. ПОЛНЫЙ КУРС ШИТЬЯ. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 3. «Курсы кройки и шитья на дому». Автор: Л.В. Мартопляс, Г.В. Скачкова С- П 1992г. Литература для ученика: 1.Технология изготовления машинных швов. Кожина О.А. 2.Техника аппликации. Тепляева Л.Н. 3.Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006. 4. Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998. 5. К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо: 2008 г. Приложения Приложение 1 Диагностическая карта наблюдения за образовательными результатами на занятиях. Наблюдение – метод сбора первичной информации путём непосредственной регистрации педагогом наличия заранее выделенных критериев. Табл. 1 «Карта наблюдения за образовательными результатами обучения» (1 год обучения) 12 Параметры наблюдения Ф.И. уч-ся Уровень результатов оценки Владение правилами техники безопасности. Подбор образцов тканей по виду, цвету и назначению. Приемы выполнения стежков и строчек: сметочных, обметочных, декоративных. Изготовление футляра для мобильного телефона Основы лоскутного Изготовление салфетки шитья. Показатели для оценки овладения образовательными результатами Для оценки эффективности занятий необходимо по каждому из параметров дать оценку в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – качество сильно выражено у ребенка; 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – не выражено. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксензовой) Цель: определение уровня сформированности учебно-познавательного интереса школьника. Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами учащихся. Описание задания: методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение школьника к учебным задачам и выраженность его учебно-познавательного интереса. Педагогу необходимо отметить наиболее характерные особенности поведения каждого учащегося при решении учебных задач (см. табл.) Таблица 1 «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» Уровень интереса 1.Отсутствие интереса Критерий оценки поведения Дополнительный диагностический признак Интерес практически не Безразличное или негативное обнаруживается. Исключение: отношение к решению любых реакция на яркий, смешной, учебных задач. Более охотно вызабавный материал полняет привычные действия, чем осваивает новые 13 2.Реакция новизну на Интерес возникает лишь к новому Оживляется, задает вопросы о материалу, касающемуся новом фактическом материале, конкретных фактов, но не теории включается в выполнение задания, связанного с ним, но длительной устойчивой активности не проявляет 3. Любопытство Интерес возникает к новому Проявляет интерес и задает материалу, но не к способам вопросы достаточно часто, решения включается в выполнение задания, но интерес быстро иссякает 4.Ситуативный Интерес возникает к способам Включается в процесс решения учебный интерес решения новой частной задачи, пытается самостоятельно единичной задачи (но не к найти способ решения и довести системам задач) задание до конца, после решения задачи интерес исчерпывается 5.Устойчивый Интерес возникает к общему Охотно включается в процесс учебноспособу решения задач, но не выполнения заданий, работает познавательный выходит за пределы изучаемого длительно и устойчиво, приниинтерес материала мает предложения найти новые применения найденному способу 6.Обобщенный Интерес возникает Интерес — постоянная учебнонезависимо от внешних характеристика, проявляется познавательный требований и выходит за выраженное творческое интерес рамки изучаемого материала. отношение к общему способу Ориентируется на общие решения задач, стремится способы решения системы задач получить дополнительную информацию. Имеется мотивированная избирательность интересов Оценка уровня учебно-познавательного интереса: Уровень 1 - несформированность учебно-познавательного интереса; уровни 2 и 3 — низкий познавательный интерес; уровень 4 — удовлетворительный; уровень 5 — высокий; уровень 6 — очень высокий. Диагностическая карта наблюдения за метапредметными результатами на занятиях. Наблюдение – метод сбора информации путём непосредственной регистрации педагогом развития заранее выделенных качеств: - мелкая моторика; - координация движений в системе «глаз-рука»; - внимание, память, мышление, пространственное воображение; - глазомер; - пространственное восприятие и анализ - цветовое восприятие, художественный вкус. - степень помощи, которую оказывает педагог детям в процессе творческой деятельности: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность детей и следовательно выше развивающий эффект знаний; - поведение детей: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий; 14 - результаты выполнения самостоятельных заданий, при выполнении которых выявляются, справляется ли учащийся с этими заданиями при минимальной помощи педагога. Параметры наблюдения Ф.И. уч-ся Уровень результатов оценки мелкая моторика координация движений в системе «глаз-рука» внимание память мышление пространственное воображение глазомер пространственное восприятие и анализ цветовое восприятие, художественный вкус самостоятельность в выполнении заданий степень мотивации к занятиям: живость, активность, заинтересованность результаты выполнения самостоятельных заданий Обработка результатов: Необходимо по каждому из показателей дать оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – совсем не выражено. Анализ продуктов деятельности. Анализируются продукты изобразительной и конструктивной деятельности (рисунки, аппликации, объемные изображения, конструкции), работы учащихся на выставке. Показатели для оценки продуктов деятельности: 1.Адекватный подбор цветовой гаммы. 2.Соблюдение последовательности в работе. 3.Аккуратность и оригинальность в оформлении (дизайне) работы. Необходимо по каждому из показателей дать оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе): 5 баллов – такое качество сильно выражено у ребенка; 4 балла – выражено выше среднего; 3 балла – выражено средне; 2 балла – слабо выражено; 1 балл – совсем не выражено. 15 Диагностическая (предметная) проба в форме творческого задания по изученному материалу Предметная проба – практико-ориентированные задания на установление фактического уровня теоретических знаний, практических умений и навыков учащихся по предмету, изучаемому согласно учебно-тематическому плану адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Цель: определение уровня развития предметной деятельности учащегося с помощью самостоятельного выполнения ребенком творческих заданий в рамках изученных тем. Предметное задание Ф.И. уч-ся Уровень предметных ребенка оценки результатов Критерии оценки: уровень 1 — несформированность предметных результатов; уровень 2— уровень ниже среднего предметных знаний, представлений, умений и навыков; уровень 3 — удовлетворительный; уровень 4 — выше среднего; уровень 5 — высокий. 16