Макетирование

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка…………………………………………3-7
2. Учебно-тематический план ……………………………………8-9
3. Содержание изучаемого
курса……………………………………………………………..10-12
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы………………………………………………………13-14
5. Список литературы……………………………………………..15-16
6. Приложение……………………………………………………17-58

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Макетирование»
разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. N 996р).
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ
от
18.11.2015.
Министерство образования и науки РФ
СанПиН 2.4. 3648-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Устав
Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования «Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского
района
Направленность программы: художественная
Новизна программы: сложная комбинаторная форма – именно в такой
последовательности идет работа над внешней формой изделий, в результате
чего дети учатся складывать, вырезать, склеивать, конструировать из бумаги.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
педагогическая практика испытывает следующие затруднения:
- у обучающихся не сформированы инструментальные, конструкторские
навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для
решения исследовательских задач;
- низкий уровень развития у младших школьников способности
самостоятельно мыслить, добывать новые сведения, информацию;
- младшие школьники не получают возможности для реализации и
удовлетворения познавательной потребности;
- учащиеся не владеют приемами поэтапного выполнения учебных действий.
Уникальность, особенность бумажного моделирования заключается в том,
что, начиная с элементарных моделей, которые делаются за несколько минут,
с приобретением определённых навыков и умений можно изготовить модели
высокой степени сложности (детализации). Занятия дают возможность
осмыслить детям такие понятия как плоскость, объём, сложная
комбинаторная форма – именно в такой последовательности идет работа над
внешней формой изделий, в результате чего дети учатся складывать,
2

вырезать, склеивать, конструировать из бумаги открытки, цветы, коробочки,
домики, животных и многое другое.
В ходе освоения данной программы дети получают возможность превратить
бумагу в строительный материал для создания объёмной и полу- объёмной
формы.
Макетирование знакомит с основными законами композиции, основами
черчения. Развивает глазомер, мелкую моторику пальцев, пространственное
мышление.
Совершенствование мелкой моторики рук происходит наряду с развитием
технического сознания. Занятия начальным техническим моделированием
учат детей аккуратности, усидчивости, умению доводить начатое дело до
конца, видеть изделие в перспективе.
Цель программы:
Содействовать развитию социально активной, творческой, успешной
личности при работе с бумагой и при изготовлении макетов.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми
формами макетирования;
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и
зарисовывать схемы изделий;
- обучение различным приемам работы с бумагой.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления,
пространственного воображения;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии
детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству макетирования;
- расширение коммуникативных способностей детей;
-формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Особенности возрастной группы:
возраст обучающихся: 7-11 лет (младший школьный возраст). Количество
обучающихся – 15 человек. Учтены возрастные, психологические и другие
особенности обучающихся. Могут обучаться дети с ОВЗ.
Режим занятий, сроки реализации:
программа рассчитана на 1 год- 72 часа, 1 раз по2 часа в неделю, по 35
минут.
Формы работы: групповые и индивидуальные. Форма обучения - очная, с
использованием технологий дистанционного обучения.
Программа состоит из теоритической и практической части.
Обучение происходит преимущественно в виде практических занятий, на
которых обучающиеся изготавливают различные макеты, выполняют
3

творческие работы и композиции.
Режим занятий – вторая половина дня в 13.00ч.
Форма обучения очная, с использованием технологий дистанционного
обучения.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностные результаты(воспитательные):
-Научатся положительно относиться к занятиям предметно –
практической деятельностью;
-Получат представление о причинах успеха в практической деятельности;
-Получат знания основных моральных норм поведения на занятиях;
Метапредметные результаты( развивающие):
-Получат первоначальный опыт использования коммуникативных
универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и
подчиненных, приобретения навыков сотрудничества и взаимопомощи,
доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
-Овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных
действий: ориентироваться в своей системе знаний по изготовлению поделок;
наблюдать, сравнивать, анализировать, группировать предметы и их образы;
делать выводы в результате совместной работы;
-Получат первоначальный опыт организации собственной творческой
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных
учебных действий: определения и формулирования цели деятельности на
занятии с помощью учителя; проговаривание последовательности действий
при выполнении работы;
организации под контролем учителя рабочего места и поддержания порядка
на нем во время работы;
осуществления оценивания работ учащихся.
Предметные результаты( образовательные0:
-получат представления о начальных сведениях по макетированию, основам
культуры труда;
-узнают виды материалов, их свойства, названия и возможности для
применения в творческих работах;
-узнают названия и назначение ручных инструментов и приспособления
шаблонов, правила работы с ними;
-узнают технологическую последовательность изготовления несложных
изделий: резание, сборка, отделка;
-узнают способы соединения деталей;
-научатся под контролем учителя организовывать свое рабочее место и
поддерживать порядок на нем во время работы, соблюдать гигиенические
нормы пользования инструментами;
-овладеют первоначальными приемами работы с бумагой, пластическими,
природными материалами;
-научатся под руководством учителя последовательно проектировать и
4

выполнять работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие), а также реализовывать творческий замысел в
контексте художественно-творческой и трудовой деятельности с помощью
учителя.
Формы подведения итогов реализации программы:
-составление альбома лучших работ;
-проведение выставок работ учащихся ;
-защита мини-проектов по групповым и коллективным работам;
-участие в конкурсах.
Форма аттестации/контроля работ учащихся: Творческая работа
(объёмная или плоскостная) и выставка работ детей по каждой теме.

2. Учебно - тематический план
№п.п. Название раздела, темы

Количество

Формы

часов

аттестации/

все

тео

прак

го

рия

тика
46,5

1

Бумажное творчество

48

1.5

1.1.

Т.Б. Как родилась бумага? Виды

1

1

Творческая
работа
(объёмная

бумаги, работы с бумагой
1.2.

контроля

Аппликация «Осенний лес» (по

2

2

или
плоскостная

шаблону)
1.3.

Панно «Осеннее настроение»

2

2

) и выставка

1.4.

Цветные полоски. Цветы, солнышко,

10

10

работ детей
по каждой

бабочка. Плетение.
1.5.

Виды плоскостных и объёмных

2

0,5

1,5

геометрических фигур. Изготовление
квадрата, треугольника,
прямоугольника.
1.6.

Оригами. Квадрат-основная форма
работы
5

2

2

теме.

1.7.

Оригами. Животные

2

2

1.8.

Аппликация «Зоопарк»

1

1

1.9.

Сувенир к «Дню Матери»

2

2

1.10.

Открытка «Любимой маме»

1

1

1.11.

Мастерская Деда Мороза

2

2

1.12.

Изготовление атрибутов к новому году 2

2

1.13.

Макет «Зимушка зима»

2

2

1.14.

Аппликация «День космонавтики»

1,5

1,5

1.15.

Космические уголки – закладки

2,5

2,5

1.16.

Изготовление атрибутов к дню

2

2

1

1

Космонавтики (ракета, планеты)
1.17.

Оформление макета «День
космонавтики»

1.18.

Бумажные ладошки

4

4

1.19.

Оргонайзер

6

6

2

Архитектура

24

1

2.1.

Что такое архитектура?

1

1

2.2.

Сельский дом

2

2

2.3.

Многоэтажный дом

2

2

2.4.

Легковой автомобиль

2

2

2.5.

Атрибуты к макету (забор, деревья,

2

2

23

цветы)
2.6.

Макет «Моя улица»

2

2

2.7.

Резервный час

1

1

2.8.

Аппликация «День победы»

1

1

2.9.

Изготовление атрибутов к дню победы 5

5

(танк, самолёт, деревья, огонь, звезда
и т д)
2.10.

Оформление макета «День победы»
6

3

3

2.11.

Резервные часы

3

Итого часов

72

3
2,5

69,5

3. Содержание программы
Программа имеет 2раздела. Работы носят различный характер: это и
выполнение плоскостных композиций из бумаги
(аппликация,
художественное вырезание, мозаика); работа с бумагой в технике «Оригами»,
объемное моделирование и художественное конструирование из разных
материалов. Работы предлагается выполнять и по шаблону, и по
собственному замыслу.
1.Как родилась бумага.3ч.
Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Правила техники
безопасности.
Виды бумаги. Основные способы и приемы работы с бумагой. Основные
понятия в макетировании ( шаблоны, развертки, линии разреза, линии сгиба).
Симметричное вырезание, надрезание.
2.Изготовление аппликации «Осенний лес» с использованием шаблонов.
Коллективная работа. Возможна и индивидуальная работа.
3.Панно «»Осеннее настроение». Изготовление бумажных трубочек, цветов,
листьев и сборка панно.
4. «Цветные полоски». Изготовление полосок определённой длинны для
поделок. Плетение плоских изделий и объёмных.
5.Геометрические фигуры. Рассматривание плоскостных и объёмных фигур.
Изготовление куба, цилиндра по шаблону.
6. Квадрат – основная форма оригами. Знакомство с работой с бумагой
способом оригами (бабочки, цветы, различные атрибуты для оформления)
7.Оригами - Животные. Изготовление фигурок животных.
8.Сборка, оформление и декорирование коллективной работы «Зоопарк».
9.Изготовление открытки «День Матери».
10.Изготовление сувенира «День Матери».
11.Мастерская Деда Мороза. Изготовление объёмных ёлочных украшений.
12.Изготовление атрибутов к макету на новогоднюю тему.
13. Макет «Зимушка - зима»
7

14. Аппликация «День космонавтики»
15. Космические уголки – закладки. Работа с квадратом.
16. Изготовление атрибутов «День космонавтики». Изготовление ракеты,
планеты.
17. Оформление макета «Космос».
18. Бумажные ладошки. Обвести свои ладошки, вырезать и составлять
рисунок.
19. Органайзер.
собой.

Изготовление отдельных фигур и соединение их между

Архитектура
1.Такие разные дома. Знакомство со значением слова-Архитектура жилища,
типами домов, основными конструктивными элементами дома.
2.Макет сельского домика. Построение развертки. Работа по шаблону.
Сборка плоских деталей при помощи клея. Декорирование.
3.Макет многоэтажного дома. Построение развертки. Работа по шаблону.
Сборка плоских деталей при помощи клея. Декорирование.
4.Макет легкового автомобиля. Построение развертки. Работа по шаблону.
5. Атрибуты к макету.
6.Изготовление групповой или коллективной работы по макетированию на
выбор: Детская площадка, Моя улица, Центральная улица села или по
желанию ребёнка.
7. Аппликация «День Победы»
8. Изготовление атрибутов к Дню Победы.
9. Оформление макета «День Победы».
10.Итоговое занятие. Выставка моделей, изготовленных в течение года.
Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот.

8

4. Методическое обеспечение программы
Ведущие
методические
принципы:
1.Принцип деятельности подразумевает активное включение ребенка в
учебно-познавательную деятельность через открытие им нового знания,
участие в разрешении проблемной ситуации, освоение необходимых знаний,
навыков
и
умений
для
решения
творческих
задач.
2.Принцип гуманности основан на уважении к личности ученика, признании
его права на собственное мнение. Соблюдение данного принципа является
залогом свободы и творческой раскрепощенности учеников во время
занятий.
3.Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на
творческое начало в деятельности школьников, приобретение ими
собственного чувственного, интеллектуального, технологического опыта,
способности
самостоятельного
выбора
решений.
4.Принцип вариативности дает возможность развивать у учащихся
вариативное мышление, сравнивать и находить оптимальный вариант.
Методическое
пояснение
к
организации
занятий.
При реализации данной программы основное внимание уделяется
самостоятельному изготовлению макетов, изделий с использованием
изученных техник. Программа построена “от простого к сложному”. Шаг за
шагом, от задания к заданию, у ребёнка формируется способность видеть
привычные вещи с новой, неожиданной стороны. Знакомство с техническим
творчеством поможет воспитать в ребёнке способность образного мышления,
развить наблюдательность, зрительную память, воображение. Все эти
качества пригодятся человеку в любой сфере его деятельности.
Методы:
основным, характерным при реализации данной программы методом
являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и
практической частей, причём большее количество времени занимает
практическая
часть.
Программа
предлагает
следующую
схему
проведения
занятий:
-обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале;
-освоение
приемов
работы
в
материале;
выполнение
учебного
задания;
Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Условия реализации программы:
Материально – техническое обеспечение: обычный кабинет, ноутбук,
проектор, принтер, экран.
Инструменты: линейки, ножницы, ластики, циркули, сцеплер.
Расходные материалы: цветная и белая бумага, бумага формата А4,белый и
цветной картон, клей ПВА, фломастеры, карандаши простые и цветные,
9

акварель, картридж.
Наглядные пособия:
- демонстрационные работы;
-шаблоны фигур, схемы, развертки;
- иллюстрационный материал к занятиям.
Информационное обеспечение-видео, фото, интернет источники.
Кадровое обеспечение:
Я, Портнягина Марина Николаевна, окончила ЗабГГПУ в 2009году. Прошла
переподготовку по дополнительному образованию в 2021г. в Каменном
городе. Реализую программу "Макетирование".

5. Список литературы
Для педагога:
Афонькин, С. Ю. Оригами и педагогика [Текст] / С. Ю. Афонькин. - М. : Издво АКИМ, 2016. – 160 с.
Выгонов, В. В. Игрушки и поделки из бумаги [Текст] / В. В. Выгонов. - М. :
Издательский Дом МСП, 2016. – 128 с.
Герасимов, А.А. Макетирование из бумаги и картона : учебно-методическое
пособие / А.А. Герасимов, В.И. Коваленко. – Витебск : УО «ВГУ им. П.М.
Машерова», 2017. – 167 с
Фетцер В.В. Твоя первая модель. – Ижевск,2018.
Новиков Ф. Формула архитектуры. – М.: Детская литература, 2019.
Столяров Ю.С., Комский Д.М. Техническое творчество учащихся: Учебное
пособие для учащихся педучилищ по индустр. спец. – М.: Просвещение,
2019.
Для обучающихся (для обучающихся и родителей)
Синицина О. Детям об искусстве. Архитектура. Книга 1. – М.: Искусство 21
века, 2017.
Адамчик М. Русское искусство и архитектура. – М.: Харвест, 2019.
Сафронова Н.Ц. Художественная аппликация. – М., 2018
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 2020.
Азбука оригами. – М.: Домино, 2016.
Большая книга поделок – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2020.
10

Интернет-ресурсы:
Чернова О.А. Архитектурное макетирование. Программа дополнительного
образования детей. – Нижний Тагил, 2019. [Электронный ресурс]. – Режим
доступа:
http://sut2ntagil.narod.ru/programm/arkhitekturnoe_maketirovanie_72_chasa.pdf.
Интернет – ресурсы обновляются каждый день.
Приложение
Способы отслеживания и контроля результатов
Оценивание и контроль деятельности учащихся осуществляется в форме
творческих работ. Каждый обучающийся представляет свою творческую,
самостоятельную работу определенного уровня сложности. Оценивание
работ производится по уровням: низкий, средний, высокий. При оценке
творческих работ применяется коллективная оценка, т.е. обучающиеся сами
оценивают каждую представленную творческую работу. Обучающиеся на
практических, творческих занятиях сами выбирают область деятельности,
которая им интересна.
Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер
деятельности, самостоятельный поиск новых оригинальных решений
поставленных творческих задач, посредством знаний и умений в области
компьютерного дизайна.
Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер
деятельности. Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в
дизайнерской среде.
Низкий
уровень представлен
слабым
продуктивным
творческим
характером, неглубокими знаниями компьютерного дизайна.

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

м2.webp

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».