Искусство_мобильной_фотографии

Содержание программы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Условия реализации
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы

Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Искусство мобильной фотографии»
составлена на основе:
- Закона об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ, ст. 47 п.
4, ст.34 п.2,3, ст.48 гл.1. п.1 – п. 8, ст. 42
- Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по
проектированию программ дополнительного образования.
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утв. 7 декабря 2018 г.)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
- Устав Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа» Газимуро-Заводского района
Направленность – техническая.
Программа «Искусство мобильной фотографии» ориентирована на формирование
технических навыков в создании современных фотографий, а также на развитие
познавательной активности исследовательских, прикладных, творческих способностей
обучающихся.
Характерные особенности программы: активно-деятельный способ обучения;
индивидуальный подход; вариативность процесса обучения; включение в процесс
обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы.
Актуальность программы. В современном мире возникла необходимость
укрепления связей ребёнка с новыми информационными технологиями и
фотоискусством. Программа способствует развитию технических навыков; развитию
продуктивного творческого мышления, фантазии и воображения; развитию
абстрактного представления последовательных действий; поддержанию интереса и
желания к дальнейшему освоению телефона как инструмента творчества; общему
развитию ребенка и воспитанию творческой личности.
Педагогическая целесообразность. Обучающийся, постигающий процесс создания
мобильной фотографии, раскрывает в себе сразу несколько талантов, поэтому
образовательная программа составлена таким образом, что при погружении в мир
мобильной фотографии, ребенок создает собственную фото среду, где оживает каждая
деталь. Осваивая многие виды интернет-приложений, у обучающихся развиваются
личностные качества, такие как: целеустремленность, трудолюбие и ответственность.
Происходит творческое переосмысление действительности, формируется
произвольное внимание, творческое динамичное воображение, абстрактное и
логическое мышление, расширяется объем памяти. Командная работа поможет детям
в развитии коммуникабельности,
доверия и целеустремленности.
Новизна программы заключается в комплексном подходе к изучению цифровых
технологий, что позволяет приобщить детей к художественной фотографии, привить

обучающимся художественный вкус, оказать благоприятное воздействие на
формирование их нравственных качеств и развитие эстетических чувств.
Данная программа предусматривает получение юными фотографами начальных
навыков фотосъемки с помощью мобильных устройств. Предусматривает оказание
помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при
последующем выборе профессии, связанной с применением искусства фотографии. В
программе, помимо теоретического материала, имеются практические занятия: съёмка
пейзажа, съёмка портрета, рекламная съемка и т.п. Создание собственной
фотовыставки.
Направленность программы - техническая.
Адресат. Программа рассчитана на обучение всех желающих детей с 11 до 14 лет.
Могут обучатся дети ОВЗ.
Режим занятий. Занятия проводятся в 1 раз в неделю по 1 часу.
Объем программы. Общее количество учебных часов – 34 ч.
Срок освоения - 1 год.
Уровень – ознакомительный.
Форма обучения – очная, с использованием технологий дистанционного обучения.
Количество детей в учебной группе от 10 до 15 человек.
Виды занятий – теоретические, практические, контрольные.
Формы подведения результатов. Текущий контроль - усвоение тематического
материала (педагогическое наблюдение, устный опрос). Промежуточный контроль усвоение учебного материала за 1-е полугодие (самостоятельные работы,
тестирование).
Итоговый контроль - фотовыставки, фотоконкурсы, портфолио фотографий,
открытые занятия.
Цель программы – формирование интереса к искусству мобильной фотографии и
развитие творческих способностей обучающихся через освоение современного вида
фотографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
⎯ изучение функций мобильного телефона с применением онлайн приложений;
⎯ изучение основных приемов и способов цифрового фотографирования через окуляр
мобильного телефона;
⎯ обучение навыкам фото и видеосъёмки, обработки и архивирования
фотопродукции;
Развивающие:
⎯ развитие познавательного интереса, эмоциональной сферы и восприятия;
⎯ развитие системы знаний, умений, навыков по основам фотоискусства;
⎯ развитие творческой активности, самостоятельности, желания экспериментировать;
Воспитательные:
⎯ формирование интереса к искусству мобильной фотографии;
⎯ воспитание чувства глубокого уважения к родному краю;
⎯ формирование способности к самореализации.
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного

материала
Личностными результатами являются( воспитательные):
⎯ развитие заинтересованного отношения к мобильной фотографии во всем ее
многообразии;
⎯ развитие эстетических чувств, доброжелательной и морально-нравственной
отзывчивости;
⎯ формирование основ эстетического восприятия, эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
⎯ осознанный выбор возможностей по реализации будущих жизненных планов.
⎯ интерес к мобильной фотографии во всем ее многообразии;
⎯ наличие эстетических чувств, доброжелательной и морально-нравственной
отзывчивости;
⎯ наличие основ эстетического восприятия, эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
⎯ осознанный выбор возможностей по реализации будущих жизненных планов.
Предметные( обучающие):
⎯ знание имен известных фотографов;
⎯ знание специальных терминов и различных жанров фотосъемки;
⎯ проявление навыков фотографирования.
⎯ знание основ цифровой фотографии и имен известных фотографов;
⎯ знание специальных терминов и жанров фотосъемки;
⎯ знание приемов архивирования мобильных фотографий и видов предпечатной
подготовки фоторабот;
⎯ проведение фотосъемки в различных жанрах и условиях;
⎯ осуществление технологических процессов в различных онлайн-приложениях.
Метапредметные ( развивающие):
⎯ анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
⎯ наличие аргументированной точки зрения и умение извлекать самое главное,
достойное быть запечатленным на снимках;
⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
⎯ анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для
достижения запланированных результатов;
⎯ проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения
учебными действиями;
⎯ наличие аргументированной точки зрения и умение извлекать самое главное,
достойное быть запечатленным на снимке;
⎯ взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности
Формы оценивания результатов:
№

Вид контроля

Цель контроля

Формы контроля

1.

Входной

2.

Промежуточный
контроль

3.

Итоговый

Входная диагностика знаний Опрос, тестирование
и практических навыков
Определения
уровня Тестирование, творческая работа
усвоения
планируемых
результатов
Определения уровня
Публичная презентация творческих
работ,
участие
в
конкурсах,
фотовыставках.

Оценочные материалы
Способы отслеживания и контроля результатов
Оценивание и контроль деятельности обучающихся осуществляется в форме
творческих отчетов. На творческий отчет каждый обучающийся представляет свою
творческую, самостоятельную работу определенного уровня сложности. Оценивание
работ производится по уровням: низкий, средний, высокий. При оценке творческих
заданий применяется коллективная оценка, т.е. обучающиеся сами оценивают каждую
представленную творческую работу. Воспитанники на практических, творческих
занятиях сами выбирают область деятельности, которая им интересна. Педагог
поощряет инициативу и самостоятельность и, если возникает необходимость,
корректирует технологическое, художественное направление в работе учащихся.
Высокий уровень показывает продуктивный творческий характер деятельности,
самостоятельный поиск новых оригинальных решений поставленных творческих
задач, посредством знаний и умений в области компьютерного дизайна.
Средний уровень указывает на продуктивный творческий характер деятельности.
Данный уровень характеризуется достаточной ориентацией в дизайнерской- фото
среде.
Низкий уровень представлен слабым продуктивным творческим характером,
неглубокими знаниями компьютерного дизайна.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема

1

2

Мобильная фотография как новый жанр
фотоискусства. Роль мобильной фотографии в
современном мире. Введение
Особенности и качество сьёмки на мобильный
телефон

Количество часов
Форма
всего теория практика аттестации и
контроля
1
1
0
беседа

2

1

1

3

Известные мобильные фотографы и фотографии.
Популярные жанры съёмки

2

1

1

4

Основные ошибки мобильных фотографов и их
исключение. Свет в мобильной фотографии.
Особенности естественного и искусственного света

3

1

2

5

Композиция, композиционные
приёмы, их роль в создании снимка

1

1

0

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

6

Мобильные приложения-помощники в работе с
композицией кадра. Дополнительное оборудование
для съёмки на мобильные телефоны

4

1

3

Беседа,
практическая
работа

7

Жанры мобильной фотографии:
портрет, пейзаж, предметная съёмка,
съёмка архитектуры и интерьеров

2

1

1

Беседа,
практическая
работа

8

Мобильная обработка фотографий.
Пошаговый разбор обработки в
приложении Snapseed.
Мобильные приложения. Пресеты.
Обработка серии фотографий

4

1

3

Беседа,
практическая
работа

9

Композиция в мобильной
макрофотографии

2

1

1

10

Магия в кадре. Спецэффекты во
время съёмки

3

1

2

11

Фотографический автопортрет, создание
правильного селфи

2

1

1

12

Маски и другие эффекты создания
красивого кадра. Плюсы и минусы
их использования

2

1

1

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа

13

Мобильная обработка портрета.
Приложения. Основные приёмы
работы

1

1

Беседа,
практическая
работа

14

Экскурсия. Фотографирование людей

2

2

15

Экскурсия. Фотографирование природы

2

2

16

Подготовка к фотовыставке

2

2

17

Фотовыставка «Карманное фотоискусство»

1

1

Беседа,
практическая
работа
Беседа,
практическая
работа
Практическая
работа
выставка

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Мобильная фотография – новый жанр фотоискусства
Теория: Введение в программу обучения. Ознакомление с правилами внутреннего
распорядка, правилами поведения, правами и обязанностями обучающихся
Инструктаж при работе оборудованием/инструментами. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика: Игра на знакомство. Входная диагностика.
Особенности и качество съёмки на мобильный телефон
Тема 2. Особенности и качество сьёмки на мобильный телефон

Теория: Технические особенности камеры мобильного телефона. Режимы съёмки.
Качество изображения.
Практика: Фото опыты. Особенности мобильной камеры. Настройки мобильного
телефона.
Тема 3. Известные мобильные фотографы и фотографии
Тема 4. Основные ошибки мобильных фотографов и их исключение
Теория: Настройка мобильной камеры. Роль мобильной камеры в получении
качественных фото. Основные ошибки в настройках камеры. Ошибки при
построении кадра и съёмке. Источники естественного света. Искусственный свет
(импульсный). Смешанный свет и приемы его использования.
Практика: Документального фильм «Роль источников света в мобильной съемке».
Съёмка готовой композиции с различным светом. Изменения в кадре.
Тема 5. Композиция, композиционные приёмы, их роль в создании снимка
Теория: Основные композиционные приёмы, основные особенности и их значение в
кадре. Видение света. Выстраивание композиции кадра. Золотое сечение. Акценты
на фото. Динамика в неподвижном кадре.
Практика: Документальный фильм «Роль композиции в мобильной съемке».
Работа в малых группах - композиционные приёмы. Конкурс работ.
Тема 6. Мобильные приложения-помощники в работе с композицией кадра
Теория: Различные виды мобильных приложений для съёмки.
Практика: Насмотренность в композиции. Работа с мобильными приложениями в
малых группах. Построение кадра выбранном жанре с использованием
композиционных приёмов. Съёмка через приложение «Помощник».
Тема 7. Жанры мобильной фотографии: портрет, пейзаж, предметная съёмка,
съёмка архитектуры и интерьеров. Мобильная обработка фотографий. Пошаговый
разбор обработки в приложении Snapseed.
Тема 8. Мобильные приложения. Пресеты. Обработка серии фотографий
Практика: Пошаговая обработка фотографии. Инструментарий и его наглядный
эффект. Фотографии до и после обработки. Фотосъемка. Отбор. Обработка одной
фотографии для фотовыставки.
Фотосъемка. Работа в малых группах. Обработка серии фотографий.
Тема 9. Что такое макрофотография? Жанры и сферы применения
Теория: История и понятие макрофотография. Особенности вида съёмки. Основные
жанры, сферы и герои мобильного макро.
Практика: Макрофотосъемка посредством мобильного телефона. Презентация
Тема 10. Магия в кадре. Спецэффекты во время съёмки
Теория: Спецэффекты во время съёмки на мобильный телефон.
Практика: Подручное волшебство. Эффекты с помощью света, воды,
дополнительного оборудования. Фотосъёмка макро с использованием
спецэффектов. Работа в малых группах - выбор, подготовка и обработка фото для
фотовыставки.
Тема 11. Селфи. Мобильный автопортрет, создание правильного селфи
Теория: История селфи. Параллели с автопортретом в живописи. Обязательные
условия создания хорошего селфи. Типы ошибок и возможности их исключения.

Практика: Презентация «Мобильный автопортрет». Селфи. Работа в малых
группах.
Тема 12. Маски и другие эффекты создания красивого кадра. Плюсы и минусы их
использования
Теория: Приемы использования масок, их последовательность и результат работы с
ними. Отличия эффекта масок от пост-обработки фото.
Практика: Видеоролик «Плюсы и минусы украшения фото в процессе съёмки».
Фотосъёмка с использованием масок. Работа в малых группах.
Тема 13. Мобильная обработка портрета. Приложения. Основные приёмы работы
Теория: Приложения для мобильной обработки селфи. Основные инструменты и
эффекты после их использования. Отличие специальных приложений для
обработки лиц от приложений для обработки фото. Виды ошибок в обработке
мобильных фотографий, их исключение.
Практика: Фотосъемка. Выбор и обработка селфи кадров. Отбор работ для
выставки. Проектная работа: тема, жанр, основные аспекты, съёмка, обработка.
Тема 14. Фотографирование людей, основные аспекты.
Практика: экскурсия с фотосъёмкой.
Тема 15. Фотографирование природы.
Практика: экскурсия с фотосъёмкой.
Тема 16. Подготовка к выставке «Карманное фотоискусство»
Практика: Фотовыставка. Защита проектов. Конкурсная программа. Награждение
победителей. Подведение итогов.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Формы организации образовательного процесса
Фронтальная форма образовательного процесса:
⎯ просмотр фильмов разных видов и жанров;
⎯ участие в обсуждениях фильмов;
⎯ возможность выражать своё отношение к увиденному сюжету на экране;
⎯ освоение знаний языка цифрового фото и выразительных средств мобильного
телефона (онлайн-приложений).
Групповая форма образовательного процесса:
⎯ выполнение творческих заданий для совершенствования навыков восприятия и
анализа мобильных фотографий;
⎯ создание фоторабот (от замысла до конечного результата);
⎯ фотосъемка в различных жанрах и условиях.
Индивидуальная форма образовательного процесса:
⎯ совершенствование знаний выразительных возможностей цифрового фото;
⎯ выполнение практических заданий по освоению языка искусства мобильной
фотографии в процессе фотосъемки;
⎯ овладение приемами обработки и процессом правильного архивирования
фотографий;

⎯ овладение фоторедакторами и онлайн-приложениями на компьютере.
Формы организации образовательного процесса:
⎯ беседа,
⎯ лекция,
⎯ мастер – класс,
⎯ дискуссия,
⎯ мозговой штурм,
⎯ практическое занятие,
⎯ экскурсия,
⎯ творческая мастерская,
⎯ презентация.
Педагогические технологии:
⎯ технология учебного занятия;
⎯ технология группового обучения;
⎯ технология проблемно-развивающего обучения (применяется в виде
заданий/упражнений направленных на поиск идей, развитие креативности);
⎯ технология проектной деятельности;
⎯ технология личностно-ориентированной деятельности (обучение проходит на
основе детских инициатив и интересов);
⎯ ИКТ-технология (применяется при фотосъемке, в монтаже, при обработке и ИКТсопровождения образовательного процесса);
⎯ технология игровой деятельности;
⎯ здоровьесберегающая технология (чередование различных видов деятельности на
занятии, проведение минуток отдыха, использование элементов арттерапевтических
методик).
Материально-техническое обеспечение:
⎯ Кабинет ЦОС
⎯ Мобильные телефоны обучающихся
Ноутбуки с необходимым программным обеспечением – 13 шт.
⎯ Интерактивная панель для просмотра готовых фоторабот.
Дидактические материалы и информационное обеспечение:
⎯ Мультимедийные презентации.
⎯ Фильмотека.
⎯ Онлайн-приложения.
⎯ Дидактические материалы по фотоискусству.
⎯ Комплект методической литературы по основам фото мастерства в электронном
виде.
Интернет-ресурсы:
⎯ https://nrtv.ru/article/iskusstvo/Fotografija-kak-iskusstvo
⎯ https://statusmen.ru/lifestyle/culture/photo-ar
⎯ https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/19-sovetov-dlya-uspexa-v-mobilnoj-fotografii/
⎯ https://mobilografiya.com/chto-takoe-mobilografiya/

⎯ https://vse-kursy.com/read/1001-uroki-mobilnoi-fotografii.html
⎯ https://fotokomok.ru/mobilografiya-novyj-zhanr-fotoiskusstva/
⎯ https://photar.ru/pervye-shagi-v-mobilografii-chto-vazhno-uchest/
Кадровое обеспечение: Программу реализует педагог дополнительного образования
Куликова Елена Николаевна, учитель математики МОУ Тайнинская ООШ

ЛИТЕРАТУРА
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ВСЕХ
1.Гагман, Н.А. Фотографирование произведений искусства / Н.А. Гагман. - Л.:
Искусство; Издание 2-е, 2016. - 136 c.
2.Дыко, Л.П. Основы композиции в фотографии / Л.П. Дыко. - М.: Высшая школа;
Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. - 174 c.
3.1000 и один вопрос о цифровой фотографии. - Москва: Мир, 2007. - 813 c
4. Келби, Скотт Цифровая фотография. Том 1 / Скотт Келби. - М.: Вильямс, 2014. - 244
c.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. А. Пылаев, «Справочник фотографа», 2000 год
2. И. Лысов, «Самоучитель по современной фотографии», 2002 год
3. Е.А. Голубова, Н.Н. Тарасенко. Учебный курс «Сам себе фотограф», 2002 год
4. Б.В. Пальчевский, Фотография. Курс для начинающих, 2007 год
5. В.И. Михалкович, В.Т. Стигнеев. «Поэтика фотографии», 2010 год
6. Артюшин Д. Ф. Цветная фотография. М. Искусство, 1987.
7. Морозов С. Творческая фотография. М. Планета, 1986.
8. Хейлин Р. Светофильтры. М. Мир, 1988.
9. С.Келби «Справочник по обработке цифровых фотографий», 2004 .
10. Е.А. Иофис. Фотография для школьника – М.: Искусство, 1973.
11.Библиотека электронных наглядных пособий по курсу фотографии.
Компьютерные технологии.
1. Буляница Т. Дизайн на компьютере. Самоучитель. ПИТЕР, 2003.
2. Дик Мак-Клелланд. Фотошоп для чайников. М. Изд. Дом. «Вильямс», 2001.
3. М. Петров «Фотошоп для профессионалов», 2004.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».